Как все начиналось
На пюпитрах раскрытые ноты. Только что оркестр репетировал "Волжские картины" композитора Георгия Шендерева – крымчанина, жившего в небольшом селе под Судаком, который написал множество произведений для народных инструментов. Много десятилетий их играют по всему миру, в том числе и на самых больших и значимых концертных площадках.Энвер Сеит-Абдулов только что солировал на баяне, и на его смуглом лице отображалась вся гамма чувств, которые умелые руки музыкантов высвобождают из нот. В ансамбле он со дня основания.
- У Шендерева музыка очень красивая, она такая разнообразная. В "Волжских картинах" есть своеобразный колорит, и мы пытаемся показать эти мотивы музыки казанских татар, уфимцев, марийцев... Шендерев очень хорошо прочувствовал это, я не знаю, может быть, у него есть какие-то корни с Волги.
Энвер – заслуженный артист Республики Крым. Но в оркестре есть и более молодые специалисты. И не только крымчане.
"У нас изначально 15 человек было. Мы добавили в том числе наших бывших выпускников музыкального училища. К нам 10 лет назад переехала одна домристка из Красноярска. Она долго ждала, когда у нас появится место. У нас же специфика: в Крыму нет консерватории, то есть нет и кадров, профессионально играющих на народных инструментах очень мало. Фактически здесь в оркестре собраны все, кто играет профессионально. Почему нет больше народников? Потому что дети, которые заканчивают наше музыкальное училище, уезжают в консерватории на материк и там остаются", - беседуем мы с худруком оркестра Валентином Лобановым.
Он севастополец, выпускник Симферопольского музучилища и Донецкой консерватории, возглавил оркестр 15 лет назад и стал в Крыму популяризатором русской народной музыки.
По его словам, оркестр был создан в том числе и для того, чтобы "задержать" музыкальные кадры на полуострове тогда, когда государству народная музыка – особенно русская – совсем не была нужна.
- Ровно 15 лет назад я в музыкальном училище как раз возглавлял студенческий народный оркестр и работал в нем дирижером. И сейчас работаю. И мне позвонили педагоги, говорят, мы вот тут сидим, нас 16 человек, чай пьем, думаем, что делать. Я говорю, ну давайте. И уже на первую репетицию с партитурами пришел, мы через месяц на телевидении записали программу. Потом мы официально числились при Центре эстрадного искусства симферопольской администрации, у нас были четыре ставки на весь оркестр.
Крымскому оркестру народных инструментов им. Шендерева 15 лет
Балалайка и Noise MC
- Кто наш слушатель? Разные люди. Те, кто любит народную музыку и звучание народных инструментов, потому что сейчас они – большая редкость. В советское время эту музыку передавали по радио и телевидению, была такая культурная политика. Это не совсем академическая музыка, хотя оркестры имеют название академических оркестров, что указывает, в первую очередь, на их репертуар. Народный оркестр - это своеобразный синтез, включающий в себя классическую, народную и современную музыку, которую сейчас композиторы пишут именно для народных оркестров. То есть народный оркестр играет абсолютно все.О народном оркестре Валентин Лобанов может говорить вдохновленно, долго и со вкусом – он описывает его мягкость, подвижность, особое звучание.
- Если брать скрипочку, у нее смычок идет по струне, и звук получается протяжный, а в наших инструментах – домре, балалайке - звук гаснет быстро. Но за счет ударности создается эффект какого-то трепета, шелеста березовых листьев, волны. То есть природные эффекты народный оркестр очень хорошо озвучивает.
Худрук вспоминает, что изначально игра на народных инструментах считалась "низким жанром": при царском дворе были скоморохи, потешники, они подтрунивали и высмеивали, это не всем нравилось.
- Поэтому считалось, что это искусство низкое, от сохи. И это отношение до сих пор еще присутствует. Сейчас наша главная задача – публику воспитывать, развлекая. Народные инструменты очень хорошо для этого подходят. Мои коллеги из Белгородской филармонии, оркестр в 60 человек, делали в "Крокус Сити Холле" программу с Noise MC. Был полный аншлаг. Вот такая форма подачи русского народного инструмента, нашего национального колорита для молодежи.
Оркестр русских народных инструментов им. Шендерева и его участники не только играют, но и всячески популяризируют в Крыму русские народные инструменты. Например, они придумали отмечать на полуострове День балалайки и создали "Крым-баян-фест".
Крымскому оркестру народных инструментов им. Шендерева 15 лет
Новые инструменты от мастеров для мастеров
Сейчас у оркестра есть свое помещение для репетиций от Крымской государственной филармонии, есть концертные площадки, есть инструменты, в том числе и недавно купленные.- Буквально две недели назад мы получили часть ударных инструментов. Они уникальные. Таких, наверное, и нет в Крыму. Например, колокола, французские колокольчики пришли, большой барабан, флейта пикколо, перкуссия, тарелки... Еще ждем большие литавры, виброфон, ксилофон… Также мастер нам делает балалайки, домры, контрабасы. Ждем. 15 лет все струнные были наши собственные – мы их нашли, купили и на них играли.
Сам Валентин Лобанов изначально баянист. Желание играть на этом инструменте с детства было таким сильным, что в музучилище на баян поступал два раза. Но за весь срок руководства оркестром им. Шендерева за баян Лобанов сел всего один раз. И это был форс-мажор.
- Один раз я играл с нашим коллективом корейскую программу, к нам оттуда приезжали наши коллеги. Пьесу должны были играть на корейском национальном инструменте каягым. Но солист не приехал. Пришлось мне сделать переложение для баяна, и я эту партию сыграл.
Крымскому оркестру народных инструментов им. Шендерева 15 лет
Русские блины
Музыканты оркестра, бывает, уходят из оркестра, по каким-то личным причинам. Но возвращаются. Потому что сюда тянет."Все, кто основал этот ансамбль - они просто хотели играть. Мы все друг друга понимали, никто никого не унижал. Кто-то у нас сильнее, кто-то слабее, но мы все очень хорошо друг к другу относимся. Этот коллектив, он как-то свершился, он как кулачок: все время держится вместе", - рассказывает об этом Энвер Сеит-Абдулов.
Контрабасист Рала Куртаметов о руководителе отзывается просто:
- Он уже 15 лет руководит оркестром. Ну, соответственно, руководитель он хороший, потому что сохранил коллектив в течение этих трудных 15 лет.
"Наш дирижер - очень грамотный и начитанный, очень ответственно подходит к репетициям, которые проходят очень интересно: Валентин Анатольевич четко знает, чего он хочет, и добивается поставленной цели, находит подход к каждому музыканту", - берет слово флейтистка Нина Бережная.
А большую сыгранность музыкантов, удивляющую многих материковых мэтров, объясняет не только общей работой, но и теплыми, человеческими отношениями между оркестрантами. Она с улыбкой вспоминает, как на прошлой неделе оркестр дружно в репетиционном зале отмечал масленицу: крымские музыканты разных национальностей, любители русских народных инструментов угощались русскими блинами за общим круглым столом.