МОСКВА, 18 марта. /ТАСС/. Количество компаний, зарегистрированных в Крыму, за три года выросло на 2,37% и составило 126,5 тыс., наибольший рост числа компаний фиксируется в сферах розничной торговли, операций с недвижимостью и предоставления продуктов питания и напитков. Об этом говорится в исследовании "Контур.Фокус", имеющемся в распоряжении ТАСС.
"Авторы исследования изучили в каких направлениях бизнеса отмечается самый заметный рост количества регистраций. Первое место этого рейтинга с большим отрывом занимает "Торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами", где, по данным на март 2025 года, зарегистрировали бизнес 16,8 тыс. новых компаний. На втором месте оказались "Операции с недвижимым имуществом" с 3,1 тыс. новыми компаниями. Третье место заняла "Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков", где за три года появилось 2,8 тыс. новых участников", - указывается в исследовании.
Аналитики изучили изменения крымского бизнеса в период с 1 марта 2022 года по 1 марта 2025 года. "За это время количество компаний на полуострове увеличилось на 2,37%: с 123,6 тыс. в марте 2022 года до 126,5 тыс. в марте 2025 года, прирост составил 2,9 тыс. компаний", - следует из данных аналитиков.
По словам эксперта проекта "Контур.Фокус" Антона Яковлева, 2014-2016 годы для крымских предпринимателей были периодами легализации бизнеса "Постепенно из ранее принятых по украинскому законодательству форм ведения бизнеса предприниматели адаптировались к российскому праву и российским формам ведения предпринимательской деятельности. Сейчас, 11 лет спустя, крымский бизнес успешно пережил все периоды адаптации и сформировался в окончательном виде. Анализ бизнес-среды современного Крыма в полной мере отражает ее специфику", - пояснил он.
В частности, на это указывает, что в топе отраслей находятся розничная торговля, общепит и операции с недвижимостью, считает Яковлев. "В операции с недвижимостью входят, в том числе и сдача частными владельцами жилья в аренду туристам. Это как раз показывает, что гостиничные услуги действительно в топе отраслей, но не в привычной форме, перейдя в область частной аренды. Это одна из характерных особенностей Крыма. Рядом, как связанная отрасль, идет общественное питание, ведь даже арендуя апартаменты, туристы не оставляют без внимания рестораны и кафе", - отмечает аналитик.
По словам Яковлева, выход в топ отраслей экономики розничной торговли, как и высокая доля индивидуальных предпринимателей в этом сегменте, вполне соответствуют общероссийскому тренду. "К тому же, довольно заметна и доля предприятий, которые обеспечивают торговлю с туристами. Общая тенденция свидетельствует, что бизнес-среда в Крыму стабилизировалась и постепенно развивается, бизнес набирает обороты, что совпадает с ситуацией по всей стране, хотя и имеет отличительные региональные особенности", - заключил он.