С марта врачебная тайна перестала действовать в отношении пациентов, страдающих хроническими и затяжными психическими расстройствами, склонных к опасным действиям в отношении окружающих.
Крыша едет не спеша
Законодатели вменили медикам в обязанность сообщать полиции о душевнобольных пациентах, имеющих частые обострения. Задача правоохранителей – не допустить преступлений с их стороны.
Закон, который вступил в силу в этом году, призван защитить россиян от девиантного поведения лиц, страдающих психическими расстройствами. Возникает вопрос: неужели всех буйных душевнобольных или странных бабушек, превращающие жильё в мусоросборочный цех, и прочих агрессивных личностей «прижмут к ногтю», передавая их данные МВД? Выясняется, что не совсем так. Не все психиатрические диагнозы попадают под такой пристальный надзор.
– Это всё может касаться только лиц, которые будут состоять под активным динамическим наблюдением (оно подразумевает регулярные обращения пациента к врачу для контрольных обследований. – Ред.). То есть это лица, склонные к совершению каких-то правонарушений, – отмечает главный врач ГБУЗ РК «Клиническая психиатрическая больница № 5» Александр Солдатенко.
В докладе Уполномоченного по правам человека в РФ Татьяны Москальковой «Соблюдение и защита в РФ прав граждан с психическими расстройствами» отмечалось, что ежегодно люди с психическими заболеваниями совершают около семи тысяч общественно опасных деяний. Они могут жить с вами в одном доме, и вы об этом можете не догадываться. Поэтому новый закон имеет большую социальную значимость.
– Настоящих буйных мало, – пел Владимир Высоцкий. Оказывается, он был прав.
– Поменялась законодательная база, которая касается именно психиатрии. Вышел приказ № 453 об активном динамическом наблюдении именно диспансерной группы психически больных. Есть группа «Д-5», которая называется группой активного динамического наблюдения, куда входят лица, которые социально опасны, и те, что находятся на амбулаторном принудительном лечении. Эти лица подаются для сверки с органами МВД, – говорит главный внештатный специалист-психиатр Министерства здравоохранения Республики Крым Тамара Ветрила.
На активное диспансерное наблюдение пациента ставят только по вердикту врачебной комиссии. Его об этом предупреждают.
– И эта группа, хочу сказать, в Крыму небольшая – всего 346 таких пациентов. Дело в том, что все лица, которые находятся в группе активного дистанционного наблюдения, должны принимать медикаменты, потому что они психически больные. И раз в полгода согласно этому приказу сдаются биологические среды (анализы. – Ред.), чтобы пациент не обманул врача, – отмечает эксперт.
Где вы видели здоровых?
Психиатры напоминают, что принудить человека пройти судебно-психиатрическую экспертизу, чтобы подтвердить диагноз, по закону можно лишь по решению суда, никак иначе.
– Иногда люди говорят: «Ну он психически больной, вы должны его закрыть». Нет, мои хорошие, мы должны относиться ко всем одинаково. Мы не знаем, кто в какой ситуации как себя поведёт. Можно ли сказать, что есть полностью здоровые люди? Есть такие понятия у ВОЗ, как «абсолютно психически здоровый человек» (но таких единицы) и «практически здоровый человек» (это человек, который, может, и имеет какие-то отклонения, но хорошо адаптирован в социальную среду, а заболевание не мешает ему вести качественный образ жизни). Поэтому сказать, что психи среди нас, неправильно. Каждый человек сталкивался в своей жизни с какими-то стрессовыми расстройствами, поэтому здесь нельзя допускать, чтобы была стигматизация психически больных, они такие же люди, как и мы, – отмечает Тамара Ветрила.
С угрозой для жизни
В свою очередь, психиатр, психотерапевт, нарколог Василий Шуров напоминает, что на сегодня в России очень строгий закон о психиатрической помощи. По его словам, даже если врачи кого-то госпитализировали принудительно (по 19-й статье), у них есть двое суток, чтобы это обосновать. Им необходимо доказать, что человек представляет опасность для себя или для окружающих или у него жизнеугрожающее состояние. Если госпитализация проведена без необходимости, санкции будут приняты уже в отношении психиатров.
– Есть прецеденты, когда психиатру даже запрещали заниматься медицинской деятельностью, потому что специалист сутки подержала агрессивную бабушку в клинике, пытаясь разобраться, насколько она опасна для окружающих. Её же дети потом засудили доктора, хотя изначально они и вызвали бригаду на невменяемую маму, – рассказал специалист.
По словам Шурова, если вы столкнулись с буйным поведением незнакомца или родственника, не пытайтесь ему противоборствовать. Вызывайте полицию, которая имеет право оценить состояние дебошира и вызвать психиатрическую бригаду. Ни в коем случае не пытайтесь утихомирить такого человека самостоятельно. Его потом могут признать невменяемым, а у вас на могиле напишут, что вы большой молодец, что пытались восстановить общественный порядок. Согласитесь, не самая оптимистичная перспектива.
ЦИФРА
На активном диспансерном наблюдении в России состоят около 55 тысяч человек с психическими заболеваниями. Из них, по данным Минздрава России, 72,6% уже совершали общественно опасные действия.
Мила ШИПШИНОВИЧ.