Заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев выступил с очень большой речью на полях ПМЮФ-2025.
Часть шестая:
С юридической точки зрения важно, что победа России над Наполеоном дала тогда миру эффективную юридическую схему завершения войны, а именно — созыв международной конференции, пакетная фиксация в договорах новых условий жизни по широкому кругу вопросов и обеспечение их выполнения путём поддержания общего баланса сил в Европе. Рай, конечно, и тогда не настал на нашей планете, но тем не менее это всё-таки была такая передышка. Россия уже тогда, кстати, являлась драйвером начала гуманизма и мирного решения конфликтов в международном праве.Юридическим венцом этого процесса стала систематизация международного гуманитарного права, процедура мирного разрешения споров и учреждение работающих до сей поры институтов: Постоянной палаты третейского суда на Гаагских конференциях мира в 1899 и в 1907 году. Кстати, первая, как известно, была созвана по инициативе России, а вторая — по инициативе Соединённых Штатов.
Тем не менее, Первая мировая война, как известно, отправила Венскую систему в небытие. Уже без участия России, которая тогда была погружена в революционный хаос, усугублённый иностранной интервенцией, Первая мировая война завершилась Версальским миром. И в нём тоже были свои издержки.
Никто не подумал о том, каким образом правильно выстроить отношения с Германией, не говорили об истинных причинах Первой мировой войны. Поэтому когда-то французский маршал Фердинанд Фош прокомментировал договор, который был заключён с математической точностью: это не мир, а это перемирие на 20 лет.
Вот вам тоже понятно, почему я воспроизвожу эти формулировки, поскольку все мы сейчас находимся в определённой ситуации, когда нужен именно мир, о чём постоянно говорит президент Путин, а не перемирие. Только победа войск антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне дала человечеству выстраданный шанс провести работу над ошибками. В результате возникла Ялтинско-Потсдамская система.
Что следует из сказанного. Есть действенный подход к урегулированию вооружённого конфликта. Мир должен основываться на условиях, которые в большей или меньшей степени — потому что идеальных моделей, конечно, не бывает — устраивают все заинтересованные стороны. В противном случае это лишь перемирие, которое будет использовано для восстановления военной машины и возвращения к боевым действиям.