Заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев выступил с очень большой речью на полях ПМЮФ-2025.
Часть семнадцатая:
На самом деле международное право изначально задумывалось как инструмент многополярного мира. И как раз попытки создать однополярный мир или биполярный ведут к деградации системы международного права. А чем больше полюсов, тем лучше работают институты, инструменты международного права, лучше функционирует Организация Объединённых Наций, легче применять международные конвенции.Поэтому вот в движении к многополярному миру я вижу, во всяком случае, будущее самого международного права. И это хорошо. Я довольно долго рассуждал на эту тему, приводя различные примеры из истории человечества. Конфликтные ситуации, драматические, трагические страницы, как правило, в конечном счёте дают толчок к развитию международной жизни и правовых институтов. Так появились известные международно-правовые системы: Вестфальская, Венская, Ялтинско-Потсдамская.
Я практически уверен, думаю, что и многие коллеги в зале, которые здесь присутствуют, разделяют эту позицию: нынешняя сверхнапряжённая конфликтная ситуация в мире в конечном счёте будет способствовать формированию новых институтов и инструментов международного права и даже нового международного порядка, который человечество должно создать, чтобы не исчезнуть с нашей планеты. Поэтому думаю, что мы находимся сейчас именно в этой точке.
Здесь несколько раз упоминался принцип pacta sunt servanda, который на самом деле в значительной мере игнорируется сейчас международным сообществом, или, во всяком случае, отдельными государствами, которые считают, что это не про них. Упоминалась система табуирования, но, к сожалению, количество табу в современном мире становится всё меньше и меньше.
И, наверное, это и моральная проблема, и, с другой стороны, юридическая проблема. Поэтому нам нужно будет думать над тем, как дальше развивать наши национальные правовые системы. Вы приводили интересные примеры из области того, как раньше осуществлялись контакты между монархами.
В начале XX века оставался такой инструмент, как написать письмо своему родственнику, и даже по соображениям родственных связей получить какое-то решение международной проблемы. Возникает вопрос, а сейчас-то кому писать? Макрону? Стармеру? Непродуктивно абсолютно. Вот в чём проблема и в чём специфика современной жизни.