Интервью Министра иностранных дел России С.В.Лаврова для документального фильма «Нюрнберг. Не жалуйся на жизнь палачу»(Москва, 16 ноября 2025 года)
Вопрос: Как и когда появилась идея создания Международного военного трибунала? Какую роль сыграла советская сторона в его организации и проведении? Почему позиция Советского Союза, заключавшаяся с самого начала в необходимости суда, была чужда Великобритании и США на ранних этапах создания трибунала?
С.В.Лавров: Именно Советский Союз был главной движущей силой в вопросе инициирования дискуссий, а затем и создания трибунала.
Вопрос о необходимости обеспечить неотвратимость наказания нацистских преступников впервые был официально поставлен в ноте советской стороны в ноябре 1941 года.
В 1942 году было специальное Заявление советского правительства, которое призывало все страны сотрудничать в задержании, розыске, высылке и предании суду нацистских преступников. <...>
Окончательно эта идея оформилась в Ялте, а на «бумаге» юридически закреплена в октябре 1945 года в Лондоне, когда трибунал и был создан. Был подписан устав этого трибунала, который лёг в основу всей дальнейшей деятельности.
Отмечу, что в ходе всех этих усилий Советский Союз действовал самостоятельно. Он не просто полагался на то, что мы создадим когда-то международную структуру, и она «восстановит справедливость».
В 1942 году была создана Чрезвычайная государственная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников.
Она аккумулировала факты, материалы и свидетельства очевидцев и организовывала несколько процессов в последующие годы и после завершения Великой Отечественной войны, в том числе в Краснодаре, Харькове и других городах.
Опыт, накопленный в рамках этих судебных инициатив, активно использовался и в Нюрнбергском трибунале.
<...>
В сдержанном поначалу отношении англосаксов к идее создания международного судебного органа просматривалось опасение, что судебное разбирательство каким-то образом «заденет» вопрос о первопричинах войны, о том, почему после Версальского договора страны, которые должны были обеспечивать сдерживание Германии при Гитлере, стали с ним сотрудничать. <...>
Нашим западным коллегам не хотелось слишком «уходить» в историю, чтобы она стала известна и о ней вновь заговорили. Эти факты тогда были хорошо известны.
Надо отдать должное, что в итоге возобладало правильное понимание ответственности, и аргументы Советского Союза, который был главным инициатором и движущей силой в создании Нюрнбергского трибунала, были услышаны и приняты. Здесь наша роль абсолютно неоспорима.
Вопрос: Как Вы считаете, какова историческая значимость Нюрнбергского процесса в послевоенные годы? Как это повлияло на изменение мирового миропорядка?
С.В.Лавров: Постановление Нюрнбергского трибунала содержит принципы, впервые сформулированные в ходе того процесса.
Они легли в основу современного международного права.
Они отменяли право «сильного», закрепляли неприемлемость силовых методов и нарушение гуманитарных принципов в любых конфликтах.
Наиболее существенно принцип неотвратимости наказания за военные преступления, агрессию, за преступления против человечности, геноцид формулировался уже в международном, универсальном масштабе в ходе Нюрнбергского процесса.
Затем это органично отразилось в содержании многочисленных конвенций, принимаемых в ООН и других форматах.
Также это нашло отражение в принципах международного права, которые легли в основу деятельности Комиссии международного права ООН.
Международный суд ООН в значительной степени учитывает в своей работе то, что было сделано в Нюрнберге.
Особое значение Нюрнбергского приговора заключается в том, что он установил отсутствие сроков давности в отношении преступлений против человечности, геноцида, военных преступлений.
Нацистская идеология, партия, такие структуры, как СС, СД и прочие были запрещены навеки.
К огромному сожалению, эти части постановления сейчас подвергаются существенному испытанию и часто нарушаются.
#БезСрокаДавности








































