90 лет назад было учреждено звание Героя Советского Союза. В установлении высшей степени отличия особую роль сыграла священная земля Крыма.
Штурмовать далёко море
В 1934 году вся страна с напряжением следила за событиями, что разворачивались в Чукотском море: пароход «Челюскин» потерпел бедствие, но пассажиры и экипаж организованно покинули тонущее судно и из подручных материалов построили примитивное жильё прямо на льдине. Отважные лётчики, проявив недюжинное мастерство, в течение месяца спасли всех – 104 человек, переправив их на Большую землю на самолётах, не предназначенных ни для полётов в Арктике, ни для перевозки пассажиров.
Вскоре после благополучного завершения эпопеи на первых страницах газет был опубликован текст телеграммы, которую руководители страны во главе со Сталиным адресовали семи авиаторам, принимавшим участие в эвакуации людей: «Восхищены вашей работой по спасению челюскинцев. Гордимся вашей победой над силами стихии. Рады, что вы оправдали лучшие надежды страны и оказались достойными сынами нашей великой Родины. Входим с ходатайством в Центральный исполнительный комитет СССР об установлении высшей степени отличия, связанного с проявлением подвига, – звания Героя Советского Союза».
Великолепная семёрка
Пилоты, известные только своим коллегам, в одночасье стали национальными героями. Четверо из них были воспитанниками Севастополя – крупнейшего учебного центра авиации.
Василий Молоков был направлен в Высшую военную школу красных лётчиков имени Троцкого в 1923 году. К 28 годам имел солидный послужной список. Начинал карьеру ещё на царском броненосце. Толкового матроса перевели в морскую авиацию. Освоив специальность механика, Василий подал рапорт: «Хочу стать пилотом». Окончив курсы в Севастополе, Молоков остался здесь, был назначен командиром отряда. Под его началом набирались опыта будущие асы Сигизмунд Леваневский, Анатолий Ляпидевский, Иван Доронин. Последний признавался, что только тут он по-настоящему познакомился с авиацией. Завершив обучение, Доронин и Леваневский служили на Черноморском флоте, затем их пригласили инструкторами в родное учебное заведение.
Справедливости ради следует отметить, что команда, задействованная в спасении челюскинцев, была значительно большей. Среди тех, кого обошли высокие награды, был Евгений Конкин, также выпускник Севастопольской школы. Второй пилот в экипаже Ляпидевского, Конкин вместе с командиром обнаружил лагерь и вывез первую партию – 10 женщин и двоих детей.
А ну-ка, девушки!
Севастополь справедливо можно назвать колыбелью героев. Помимо «великолепной семёрки» спасателей челюскинцев, здешние школы авиаторов дали стране первую героиню Страны Советов – Полину Осипенко.
Однажды увидев самолёт, приземлившийся неподалёку от её села, Полина потеряла сон. Судьба благоволила к бывшей колхознице: муж забрал Полину к месту службы – в школу военных лётчиков, в посёлок Кача под Севастополем. Задачу ей поставили важную – обеспечивать народ трёхразовым питанием. Но, как говорится, лиха беда начало! Когда в Качу прибыла инспекция во главе с самим Ворошиловым, разбитная бабёнка обратилась к народному комиссару обороны с просьбой разрешить сдавать экзамены. Климент Ефремович удивился и обещал подумать. Через некоторое время из высших инстанций пришло письмо – «допустить
к сдаче экзаменов». Осипенко зачислили в курсанты.
Всей своей до обидного короткой жизнью Полина доказывала, что воздушный океан покоряется женским рукам. Первые мировые рекорды она установила в небе Крыма. А звёздным её часом стал беспосадочный перелёт из Москвы на Дальний Восток, совершённый в 1938 году вместе с Валентиной Гризодубовой и Мариной Расковой. Перечень Героев Советского Союза впервые пополнился тремя женскими фамилиями.
Баллада о непокорённых
В истории Великой Отечественной войны известно всего лишь пять фактов, когда звания Героя Советского Союза удостаивался весь личный состав подразделения. Пятый, поистине легендарный случай произошёл 13 апреля 1944 года близ селения Ашага-Джамин в западном Крыму.
Наша армия успешно развивала наступление, и, чтобы иметь точную информацию о расположении вражеских войск, командование высылало вперёд небольшие разведотряды. Одной из таких групп приказали прояснить обстановку на сакском направлении.
Внезапное появление русского танка с бравыми ребятами на броне вызвало замешательство среди румын. Однако, когда оказалось, что танк всего один, на разведчиков обрушился свинцовый шквал. Бывалые солдаты не растерялись и дружно ответили огнём. Бой девятерых против батальона длился около двух часов. Однако силы были неравны. Озверевшие фашисты, пытаясь добыть сведения о наступающих, жестоко пытали захваченных в плен красноармейцев, но не добились результата и казнили мужественных воинов. По счастью, один из них выжил.
Подвигу девяти непокорённых посвящён выразительный мемориал – Курган Славы и музей в селе, получившем имя Геройское.
Мужество обречённых
Топоним Эльтиген в переводе значит «дружина отважных», «отряд непобедимых». Таков перст судьбы: осенью 1943 года советские солдаты сделали тут первый шаг к освобождению Крыма от фашистов.
В ходе Керченско-Эльтигенской десантной операции бойцам удалось захватить крохотный плацдарм на берегу пролива. Поэтическое название «Огненная земля» не было преувеличением: враг простреливал четыре квадратных километра насквозь. Но, буквально зарывшись в родную землю, отчаянные ребята отбивали до 18 атак в день. Не имея тяжёлого вооружения, они продержались 36 дней и ночей, в то время как по плану через пять суток десант должен был соединиться с главными силами. Отвлекая на себя крупные подразделения противника, эльтигенцы облегчили высадку основных сил северно-восточнее Керчи, в районе крепости Ени-Кале.
Каждый день на «Огненной земле» был озарён массовым былинным мужеством: звания Героя Советского Союза были удостоены 68 человек. Нигде больше на участников одной локальной операции не проливался такой дождь наград. Трое из плеяды героев воевали в штрафных ротах и прикрепили на грудь Золотые Звёзды даже ранее официальной реабилитации. Невиданный случай, единственный за всю войну!
Сыновья уходят в бой
Война четырежды прокатилась по Керчи. В конце 1941 года город был оккупирован, но вскоре десантники изгнали врага. Однако к весне 1942 года ситуация изменилась, Красная армия была вынуждена оставить полуостров. Заключительной страницей трагедии Крымфронта стала оборона Аджимушкайских каменоломен. В конце 1943 года наши войска снова штурмовали пролив. В апреле 1944 года над Керчью снова взвился красный флаг.
Осенью этого же года подвиг освободителей увековечил обелиск Славы. Монумент на вершине горы Митридат стал первым большим памятником в нашей стране, посвящённым событиям Великой Отечественной войны. 24-метровую стелу украшает надпись: «Бессмертным Героям – Советская Родина». Эпитафия перекликается с древнегреческой мифологией, нашедшей многоплановое отражение в античной истории Керчи. Боги полюбили земных женщин. Рождённые ими сыновья назывались в древних преданиях героями. Они имели непомерную силу и сверхчеловеческие способности, но при этом их жизнь была конечной. И только проявив доблесть в защите родной земли, герои становились знаменитыми и обретали бессмертие в виде славы среди живущих.
Иван Коваленко, краевед