Основные решения Ялтинской конференции сквозь призму политических проблем сегодняшнего дня (часть 3)
Игра в «третьего лишнего».
Ещё один урок Ялты — необходимость отсечения ничего не значащих участников переговоров от принятия принципиальных решений. В «большой тройке» таким «третьим лишним» была Британия, и её премьера Уинстона Черчилля умело выводили за скобки советско-американских контактов.
Так, в Тегеране, якобы опасаясь террористов, Рузвельт вообще переселился в советскую резиденцию, а в ходе Ялтинской конференции, когда резиденция Рузвельта располагалась в залах этого дворца, Черчилля отправили на выселки — в Алупку, чтобы под ногами не путался. Он всё равно пытался — то своими идеями открытия второго фронта на Балканах, то подготовкой операции «Немыслимое». Но это только подтверждает тот факт, что был он в этом обществе третьим лишним.
Прочность и основательность Ялтинского миропорядка в определяющей степени связана с тем, что сформирован он был двумя сверхдержавами, без всяких шансов пристроиться с ними на равных каким-нибудь бедным родственникам. Да, клуб великих держав традиционно расширили до пяти, но это было, так сказать, архитектурное излишество на фасаде нового геополитического здания. За доказательствами далеко ходить не надо — после распада СССР дуализм сверхдержав развалился, а вот пентархия постоянных членов Совета Безопасности ООН (они же ядерные державы) сохранилась.
Помогло ли это сохранить стабильность в мире? Кто-то всерьёз пытался опереться в решении глобальных политических проблем на эту пентархию? Нет, всё взвалили на свои плечи США. И, видимо, надорвались.
Тем не менее, у нас есть о чём договариваться с Соединёнными Штатами. Но в этих наших переговорах нам снова «третьи лишние» не нужны. Совершенно незачем пускать в переговорный процесс и потомственных провокаторов британцев и представителей стран континентальной Европы, утративших свою политическую субъектность. Не говоря уже о разного рода несостоявшихся государствах, даже если их лидеры заигрались в политиков мирового масштаба. Этот урок Ялты нам, думаю, пригодится уже в ближайшее время.