По итогам реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» 25 городских агломераций (26 городов) достигли первого уровня зрелости интеллектуальной транспортной системы, из них 10 — досрочно. Красноярская, Пермская, Казанская и Тюменская агломерации вышли уже на второй уровень.
Внедрение и развитие интеллектуальных транспортных систем стало важной составляющей реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги», благодаря которому проводились комплексные мероприятия по модернизации дорожно-транспортной инфраструктуры страны. В 2020 году программа по внедрению ИТС была запущена в 27 городских агломерациях (22 субъекта РФ), к концу 2024-го количество городов-участников увеличилось до 64 (56 субъектов РФ).
Законодательством установлено шесть уровней зрелости интеллектуальных систем — от 0 до 5. К каждому уровню предъявляются определенные требования в части наличия документов транспортного планирования, центров управления дорожным движением (ЦУДД) и общественным транспортом (ЦМУиОТ), программного обеспечения и периферийного оборудования. Чем выше уровень, тем шире радиус работы «умной системы» и тем больше задач она может решить.
«Повышение безопасности на дорогах и усовершенствование движения транспорта — одна из приоритетных задач в нашей работе. В этом помогают интеллектуальные транспортные системы, внедрение и развитие которых стало важной составляющей реализации нацпроекта «Безопасные качественные дороги». В 2024 году мы перевыполнили плановый показатель достижения первого или последующих уровней зрелости в 16 агломерациях — по итогам прошлого года первого уровня зрелости достигли 26 городов в 25 агломерациях. Перед нами стоит задача к 2030 году достичь результата, при котором интеллектуальная система будет не ниже первого уровня зрелости в 66 городских агломерациях», — сообщил заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Марат Хуснуллин.
Помимо технических решений в вопросе внедрения «умных систем», важнейшим фактором становится социальная эффективность проекта.
«Мероприятия по развитию ИТС продолжатся в рамках нового национального проекта «Инфраструктура для жизни». Ожидается, что с 2025 года к числу субъектов — участников данных мероприятий присоединится Санкт-Петербург, ожидается заявка от Республики Крым. В задачах, которые ставит перед нами Президент Российской Федерации, сформирован вектор на социальную ориентированность. Благодаря нацпроекту мы улучшаем дорожную сеть, по обновленным дорогам движется современный экологичный общественный транспорт. Теперь необходимо формирование доступной комфортной среды для жизни применительно к перспективам развития интеллектуальной системы», — отметил заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Игорь Костюченко.
Ключевая цель внедрения «умных систем» — автоматизация процессов управления дорожным движением, и как результат — повышение безопасности на дорогах. При этом одна из основных задач в рамках данной работы — обеспечение интеграции и взаимоувязки уже существующих подсистем с новыми, а также создание условий для их оптимизации в будущем.
Только в 2024 году было установлено более 4,1 тыс. детекторов транспортного потока всех видов, 831 дорожный контроллер и 47 дорожных метеостанций. Модернизировано программное обеспечение для более чем 28 Центров управления дорожным движением. Всего в 2024 году на мероприятия по развитию ИТС предоставлены субсидии в размере свыше 3,2 млрд руб., всего с 2020 года — более 22 млрд руб.
Так, в Республике Татарстан постепенная интеграция интеллектуальных транспортных систем в имеющуюся городскую инфраструктуру идет сразу в двух агломерациях — Казанской и Набережночелнинской. При этом Казанская уже достигла второго уровня зрелости.
Благодаря нацпроекту элементы «умных систем» в республике начали устанавливать с 2020 года. За последние четыре года оборудовано 15 метеостанций, 15 табло переменной информации, проведена большая работа по модернизации светофоров: только в 2024 году установлено 19 таких объектов. Из них 13 — в Казанской агломерации и шесть — в Набережночелнинской. Два из них в столице Татарстана оборудованы подсистемой видеонаблюдения и детектирования дорожных происшествий.
Кроме того, в регионе функционирует Единая платформа управления транспортной системой. На дорогах смонтировано 500 детекторов мониторинга транспортных потоков, установлено 88 комплексов фотовидеофиксации нарушений.
«Комплексы фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения показали реальную эффективность. Увеличилась пропускная способность улиц, снизилось число аварий и заторов. Выросла средняя скорость прохождения участков до 15 %. Сегодня «умная система» представляет собой сеть из более чем 1 тыс. современных комплексов стационарных, передвижных и мобильных устройств, которые установлены в местах концентрации дорожно-транспортных происшествий. Они передают данные в центр обработки данных Госавтоинспекции республики автоматически», — отметил заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан Артём Чукин.
Также в агломерациях поэтапно создается комплексная подсистема управления дорожным движением. Ее основные задачи — мониторинг параметров, моделирование и прогнозирование транспортных потоков, а также видеонаблюдение. В Казани установлены светофоры на 485 перекрестках, из которых 248 — в адаптивном режиме, работает более 300 обзорных камер и свыше 1 000 детекторов транспорта. Система подключена к единому центру управления по оптоволоконной связи.
Еще один регион, в котором городская агломерация достигла второго уровня зрелости интеллектуальных систем, — Тюменская область. Автоматизированную систему управления дорожным движением в регионе начали внедрять еще 11 лет назад. На тот момент она объединяла 35 светофоров, сейчас их уже более 400. Кроме того, дорожную обстановку круглосуточно отслеживают 460 контроллеров, 180 видеодетекторов и 80 обзорных купольных видеокамер. Но управляет транспортными потоками человек. При этом светофорные объекты работают по разным сценариям, в «адаптивном» режиме они подстраиваются под ситуацию в зависимости от интенсивности движения и количества транспорта на определенном участке.
Результат работы автоматизированной системы управления дорожным движением в Тюмени очевиден: пропускная способность городских дорог увеличилась на 10 %. Только перекресток улиц Мельникайте и Республики в утренние часы пик проезжают более 6 тыс. автомобилей и переходят свыше 3 тыс. пешеходов.
В Самарской области внедрение «умных систем» по нацпроекту началось в 2021 году. За три года в Самарско-Тольяттинской агломерации установлено более 800 видеодетекторов транспорта, пять автоматических дорожных метеостанций, модернизировано 336 светофоров и еще свыше 800 дооснащено. Кроме того, создан Центр обработки данных и три пункта диспетчеризации, мониторинга и управления.
«Внедренные подсистемы позволили существенно улучшить эффективность организации дорожного движения. Так, на основании данных о транспортных потоках время прохождения отдельных участков, оснащенных «умными детекторами», сократилось на 9–22 %, при этом средняя скорость потока увеличилась на 7–18%», — отметил начальник Управления организации дорожного движения ГКУ СО «Управление дорог» Сергей Талдыкин.
Кроме того, специалисты отмечают, что, благодаря в том числе и ИТС, удалось повысить безопасность дорожного движения. В 2024 году по сравнению с 2020-м количество ДТП на дорогах агломерации сократилось на 9 %, количество погибших снизилось на 19 %, а пострадавших — на 9 %.
В 2025 году работа по развитию «умной системы» в Самарской области продолжится по нацпроекту «Инфраструктура для жизни». В частности, планируется внедрение интеграционной платформы, а также установка более 150 детекторов транспорта.