По некоторым данным, россияне ежегодно теряют в среднем 78 млрд рублей из-за того, что отказываются оспаривать неудачные покупки. А ведь «Закон о защите прав потребителей» даёт шанс на восстановление справедливости.
Взяли миллион, отдали три!
Прошлогодний опрос показал, что более 50% взрослых жителей России хоть раз оспаривали покупку или неудачный перевод денежных средств. Две трети из них смогли вернуть деньги.
Как пример, в этом году с поддержкой регионального Роспотребнадзора крымчанка смогла отсудить приличные средства у строительной фирмы, которая взяла с неё по договору более 1,3 млн рублей за ремонт квартиры, но его не выполнила. Строители не уложились в сроки, которые были прописаны в договоре, и позже ремонт также не был завершён.
Тогда заказчица потребовала вернуть деньги, но получила отказ и обратилась за защитой своих прав в суд, который привлёк к участию в деле региональный Роспотребнадзор.
В итоге суд вынес решение об удовлетворении исковых требований потребителя на сумму более 3 млн рублей. Сюда входят и стоимость работ по договору, и пени за просрочку исполнения обязательств, и компенсация причинённого морального вреда, а также штраф за отказ в удовлетворении требований потребителя в добровольном порядке.
– Хочу подчеркнуть, что Роспотребнадзор не может понудить продавца выплатить деньги. Это либо добровольное решение продавца, либо обращение в суд. Рос-потребнадзор, со своей стороны, даёт заключение в судах в защиту прав потребителей. И по тем результатам, которые мы видим по 2023–2024 годам, фактически 97% (судебных разбирательств. – Ред.) заканчиваются присуждением денежных средств в пользу потребителя. И если добровольно продавец не урегулировал эти вопросы с покупателем, то далее идёт присуждение потребителю 3% от суммы за каждый день, – говорит руководитель Межре-гионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и городу Севастополю Наталья Пеньковская.
Примечательно, что крымчане стали чаще обращаться в ведомство за консультацией перед покупкой, а не после. Об этом рассказала начальник отдела защиты прав потребителей Межрегионального управления Роспотребнадзора по РК и Севастополю Виктория Воронова. Возможно, из-за такой тяги крымчан к подстраховке в прошлом году ведомство зафиксировало уменьшение количества обращений по поводу защиты прав потребителей.
– За 2023 год поступило 3 311 обращений потребителей, в 2024 году – 3 230 обращений, то есть на 2,5% меньше, – сообщила Виктория Воронова.
По её словам, число жалоб кратно растёт в курортный сезон.
Не иском единым
Дают результаты и контрольные мероприятия. Только в прошлом году Роспотребнадзор обнаружил нарушения у 90% реализаторов пищевой продукции.
Например, в феврале по результатам проверок Отдел федерального государственного ветеринарного контроля по Респуб-лике Крым и Севастополю направил в Роспотребнадзор письма для принятия мер реагирования. Дело в том, что 69 выездных обследований точек общепита Симферополя, Керчи, Феодосии, Евпатории, Армянска, Красноперекопска и ряда других населённых пунктов в сельских поселениях республики, а также в Севастополе показали, что 99% заведений готовили блюда из неизвестного сырья животного происхождения.
– При мониторинге безопасности с помощью электронной системы прослеживаемости «Меркурий» было выявлено, что 67 хозяйствующих субъектов из Крыма и Севастополя осуществляют приготовление блюд, содержащих мясную продукцию, из сырья, на которое не оформлены ветеринарно-сопроводительные документы. Отметим, что в случае невозможности определить происхождения сырья готовая продукция несёт риск нанесения вреда здоровью потребителя, – отметили в Госветконтроле.
Предъявите документы!
Что же стоит запросить у продавца в магазине или на рынке для подтверждения качества продукции?
– За любым потребителем, ко-гда он приобретает продукцию, остаётся право попросить декларацию либо сертификат соответствия. Но есть группа товаров, которая требует государственной регистрации продукции. Это детское питание, питание для спорт-сменов, питание для беременных, диетическое питание и лечебно-столовые минеральные воды. На них ещё есть сертификат о государственной регистрации. А на рынках на ряд продукции можно запросить документы другого плана – ветеринарно-сопроводительные, – напоминает Наталья Пеньковская.
Кстати, в последнее время продавцы в поисках «белых пятен» в законодательстве зачастую экспериментируют с приёмом оплаты. Например, могут установить разную цену при оплате банковской картой и наличными. Возникает вопрос, законно ли это и что делать в таком случае покупателю?
– Некоторые продавцы специально идут на такое нарушение, чтобы возместить свои расходы на оплату эквайринга банку. Но закон запрещает устанавливать разную цену на товары в зависимости от способа оплаты, а продавца обязывает обеспечить возможность оплаты товаров, работ и услуг путём использования национальных платёжных инструментов, а также наличных расчётов по выбору потребителя
(п. 4 ст. 16.1 «Закона о защите прав потребителей»). Поэтому, заметив разные цены на один товар в зависимости от способа оплаты, зафиксируйте этот факт на фото или видео и направьте жалобу в региональное управление Роспотребнадзора, – объясняет юрист Ирина Сивакова.
За нарушение прав потребителя продавец обязан выплатить ему компенсацию морального вреда (но для этого нужно обратиться в суд с исковым заявлением).
СПРАВКА
К Всемирному дню прав потребителей, который ежегодно отмечают 15 марта, Роспотребнадзор в Крыму уже запустил горячую линию для правового просвещения и оказания гражданам помощи в сфере защиты прав потребителей +7 (978) 919-11-24. Она будет работать до 21 марта в будние дни с 10:00 до 17:00.
Ольга НАГОРНАЯ