Проблема роста хищений в сфере информационно-телекоммуникационных технологий в последние годы приобретает все большую актуальность, что связано с серьезными масштабами таких деяний, которые уже представляют одну их главных угроз информационной безопасности как для отдельной личности, так и для общества в целом. При этом способы отъема денежных средств потерпевших постоянно совершенствуются.
Особое распространение получили следующие преступные способы хищения денежных средств:
- «Родственник попал в беду». В этом случае преступник представляется жертве сотрудником правоохранительных органов и сообщает, что ее (его) родственник, например, стал виновником ДТП. В целях недопущения уголовного преследования, решение вопросов с потерпевшей стороной и пр. следует перечислить (передать) денежные средства. При этом иногда к потерпевшему приходит реальное лицо, которое пользуясь психологическим состоянием родственника, забирает деньги. Методом противодействия является звонок родственнику либо получение у звонившего более детальных сведений о родственнике;
- «Перевод денежных средств на безопасный счет». Преступление совершается от лица представителя банка либо сотрудника правоохранительных органов, сообщающего жертве о действиях неких злоумышленников, которые посягают на имеющиеся на счетах потерпевшего денежные средства и которые необходимо перевести на другой, безопасный счет. Манипулирование может включать «помощь» в установке специального программного обеспечения на мобильный телефон, переход по отправленной по смс-уведомлению ссылке, сопровождению потерпевшего к банкомату и т.д. Методом противодействия является звонок в банковскую организацию, в которой открыт счет;
- «Покупка товаров в интернет-магазинах» (Авито, Юла и пр.). Результатом отправки денежных средств продавцу может явиться либо непоступление покупки, либо поступление другого товара (менее ценной вещи, муляжа). Уменьшить риски приобретения товара у мошенников поможет изучение отзывов о продавце;
- «Получение сообщения о выигрыше, победе в лотерее и др.». Мошенники до отправки «выигрыша» предлагают оплатить комиссию, налог, иной обязательный платеж, что должно насторожить. Метод противодействия - проверить получателя, позвонив официальному отправителю;
- «Звонок от представителя правоохранительного органа» с информацией о возбуждении уголовного дела в отношении потерпевшего по статье за государственную измену, а также предложением «решить вопрос» за денежное вознаграждение;
- «Участие в интернет-торговле на подставном сайте», т.е. участие граждан в биржевых сделках посредством сети Интернет. Мошенники, как правило, завлекают граждан размером дохода, который не может предложить иная организация;
Общими методами противодействия указанным способам хищения денежных средств являются незамедлительное сообщение информации кому-либо из родственников либо знакомых, осуществление звонков в официальные органы власти либо кредитные учреждения, а также прерывание разговора с собеседником.