В окрестностях Симферополя исследуется археологический объект «Группа из двух курганов, Белоглинка».
Охранные раскопки позволили учёным заглянуть в третье тысячелетие до новой эры.
Древний детектив
В районе между ГРЭС и селом Белоглинка ширится коттеджный посёлок. Его строительство затрагивает два кургана, расположенных на этой территории. Чтобы не была безвозвратно утеряна для научного сообщества ценная информация о дошедшем до наших дней памятнике, специалисты проводят охранные раскопки, которые позволят его изучить, извлечь материальные находки, а также отфотографировать, отрисовать результаты своей работы. Все предметы впоследствии будут переданы в один из крымских музеев, а итоговый отчёт определённо войдёт в обстоятельную публикацию.
Младший научный сотрудник Института археологии Крыма РАН Виталий Тихомиров провёл для «Крымской газеты» небольшую экскурсию на месте археологических раскопок и рассказал о некоторых особенностях своей работы.
– Сначала по кургану чаще всего и не скажешь однозначно, какого он времени. Более конкретно можно ответить, только когда проведены раскопки. Первые захоронения, основные, как они называются, относятся к эпохе ранней бронзы – это захоронения ямной культуры, – рассказывает он. – Вокруг них позже уже совершали дозахоронения – в эпоху средней и поздней бронзы. И похоже, что здесь есть и средневековые кочевники, – сообщил он.
К сожалению, курганы уже имели следы внешнего вмешательства. Однако археологи по мельчайшим деталям, незаметным глазу обывателя, восстанавливают картину: в погребении заботливо прикрывают пакетом следы камки, чтобы её не сдуло ветром, распознают следы древесных остатков или внимательно ищут пятнышко охры. По сохранившимся останкам «хозяина кургана» сотрудники Института археологии Крыма РАН считывают информацию не хуже детективов.
Кто ты, хозяин?
Виталий Александрович поясняет, что ямники заложили традиции курганного строительства, хотя имеются и более древние погребения с подобными насыпями. Но они крайне редки и, по-видимому, не имели массовой традиции.
– По сути, у нас масштабно первая курганная культура – ямная. В эпоху ранней бронзы они стали хоронить в таких могилах – как правило, прямоугольных, подквадратных. И не просто хоронить, а насыпать сверху курган. Так вышло, что все последующие культуры, народы, племена воспринимали эту искусственную насыпь, курган, как своего рода священное место – место для погребения.
Представители этой культуры перемещались вслед за своими стадами. Скот был основой их жизни и давал всё необходимое – от пищи до материалов для инструментов. И невозможно указать с точностью, были ли у них стационарные поселения. По крайней мере, в предгорной части Крыма их нет. Поэтому исследователи имеют дело в настоящий момент с их захоронениями, которые назвать кладбищем в современном понимании этого слова тоже можно с натяжкой.
Тем не менее благодаря раскопкам подобных объектов известно, что ямники владели колесом, а иногда сородичи оставляли усопшему небольшой погребальный инвентарь.
– Но это не частая, не системная традиция, чтобы класть обязательно предметы. Но есть сосудики с какой-то пищей. Есть разные шилья, проколки, иголки. Бывают редко топоры бронзовые, каменные топоры либо булавы шлифованные, полированные. В целом небогатый инвентарь, – говорит Виталий Тихомиров. – Бывает интересный такой предмет, если вспомнить из соседних курганов, – изделие из тонких трубчатых костей, которое всегда плохо сохраняется. Его называют флейтой Пана, – отмечает он.
Привлечение к работе антрополога также позволит получить ценные знания. По возможности специалист определит возраст по костям. Можно узнать его половую принадлежность, указать болезни, а также травмы, которые получил человек, и даже хирургические операции, которые делали даже в эпоху бронзы!
– Эти кости можно отправить на радиоуглеродный анализ. На материковой части эти радиоуглеродные методы, особенно захоронения эпохи бронзы, уже давно и много датируют, а в Крыму таких дат очень мало, – отмечает Виталий Тихомиров ещё одну возможность получения полезных сведений.
Когда исследования будут завершены, на этом месте вырастут дома. Курган окончательно исчезнет, но останется важнейшее богатство – информация, которая уточнит и углубит знания специалистов о соответствующем периоде.
Борис Седенко