Комитет Госдумы России по науке и высшему образованию рекомендовал к принятию поправку, запрещающую педагогам с полученными в частных организациях дипломами о дополнительном образовании с 1 сентября 2026 года заниматься преподавательской деятельностью. В качестве основного аргумента за принятие данной поправки депутаты называют борьбу с недобросовестными центрами переподготовки, которые выдают дипломы просто за деньги.
Предлагаемые поправки вызвали неоднозначную реакцию в среде работников образования. Так, например, председатель профсоюза «Учитель» Дмитрий Казаков считает, что проблема с качеством образования в частных организациях действительно актуальна, но и не все госучреждения могут гарантировать высокое качество. По мнению Казакова, вопрос должен решаться комплексно, чтобы повысить уровень переподготовки, но одновременно не сократить ее доступность для учителей.
Схожее мнение в беседе с корреспондентом «Крымской газеты» высказал советник председателя Общественной палаты Крыма, директор МБОУ "СОШ №38 им. Героя Российской Федерации В.А. Дорохина" г. Симферополя Евгений Костылев.
«Логика законодателей понятна – они хотят избежать профанации в системе профпереподготовки и повысить уровень качества образования по итогам аттестации. Я сам видел, насколько во многих частных центрах сырые программы и как там подчас легко переквалифицироваться с одного профиля учительской деятельности на другой».
Вместе с тем, напомнил он, частные заведения лицензируются и аккредитуются региональными министерствами образования, и, возможно, проблему можно было бы решить, не запрещая частным центрам оказывать образовательные услуги и аттестовать людей по тем или иным критериям, а просто усилить контроль над лицензионными условиями.«Также не стоит забывать, что в школы не стоит очередь из выпускников вузов, желающих работать учителями, поэтому профпереподготовку проходят подчас специалисты, не являющиеся педагогами, но которые хотят применить свой бесценный опыт в педагогической деятельности. Потянут ли государственные и муниципальные центры переподготовки такое количество желающих пройти аттестацию?», - отметил Костылев.
По его словам, вопрос, связанный с внедрением новаций в профпереподготовке, дискуссионный и сначала нужно изучить все риски, чтобы потом не пришлось возвращаться к исходным позициям.Непосредственно перед выходом данного материала депутаты во втором чтении приняли данную поправку.