Дружба народов здорового человека.
Ногайские татары Астраханской области во время Джанибековских чтений (посвящены ногайскому просветителю Абдул-Хамиду Джанибекову) поют дифирамбы русскому царю Ивану Грозному, при котором их предки присоединялись к России, отмечая, что его образ палача и врага татар был создан Турцией и Западом.
Важно отметить, что ногайцы Астраханского ханства в эпоху Ивана Грозного присоединились к России совершенно добровольно, в поисках защиты и покровительства русского царя, которое они и получили.
Непосредственным поводом для вторжение в Астраханское ханство послужила измена астраханского царя Ямгурчея, который сначала отдался под протекцию Москвы, а после перешел на сторону Крымского хана. В октябре 1533 г. в ногайские мурзы обратились с Ивану IV Васльевичу Грозному с просьбой защитить их от Ямгурчея и посадить на Астраханское ханство царя Дербыш-Алея. Со своей стороны они обещали «делати, как им царь и великий князь велит». Идеологическим обоснованием присоединения Астраханского ханства стало признание его «древним отечеством» и отождествление Астрахани и Тмутаракана, который еще святой Владимир отдал своему сыну Мстиславу и позже «многие государи христианские от Владимира прежепочившие сродники царя и великого князя Ивана Васильевича всея Руси теми места обладали». Однако в дальнейшем «не за исправление закона Христова и многых межьусобных браней Русскых государей» эта территория была захвачена «нечестивыми цари Ординскыми». В этом смысле Иван IV Васильевич Грозный лишь возвращает по праву принадлежавшие ему земли. Поход на Астрахань начался весной – и закончился 8 июля 1554 покорением ханства. На астраханских престол был посажан царь Дербыш-Алей, присягнувший Москве.
Правда Дербыш-Алей подло перешел на сторону Крыма и как следствие этого второй поход на Астрахань московских войск весной-летом 1556 г. привели к ликвидации ханства как такового и его полному слиянию с Московской Русью. Начиная с 1557 г. титул астраханского царя стал достоянием русских царей.
Тем не менее, ногайцы в составе России, с одной стороны, сохранили свою самобытность, а с другой стали в массе русофилами и также прекрасно уживаются с русскими, как казанские татары или башкиры. Более того, если в среде казанских татар или башкир под влиянием Турции и Запада появляются тюркисты-русофобы типа ДУМ РФ, то астраханские ногайцы пантюркистской пропаганде не поддаются.
#русскаяистория