Удастся ли заставить собственников танкеров компенсировать нанесённый ущерб?
Прошло почти четыре месяца с момента аварии танкеров, перевозивших мазут в Керченском заливе.
15 декабря 2024 года во время шторма корпуса российских нефтяных танкеров «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239» не выдержали и развалились. В бушующее море начал выливаться мазут: суда перевозили около 9,2 тысячи тонн этого нефтепродукта. Кроме того, на «Волгонефть-212» погиб матрос.
Катастрофа затронула Краснодарский край, Республику Крым, Севастополь и Запорожскую область. Все эти четыре месяца специалисты МЧС, волонтёры, жители прибрежных городов трудились над очисткой береговой полосы от тяжёлых чёрных сгустков. Эти люди - настоящие герои, ведь мазут токсичен. Убирать его можно только в спецодежде и перчатках, да ещё надевать специальные защитные маски, которые нужно менять каждые четыре часа.

Власти бодро отчитывались: вот-вот справимся, Анапа готовится с сезону отпусков! Ждём отдыхающих!!! Вот только реальность внесла в отчёты неприятные коррективы. Недавно обнаружили новые выбросы мазута на пяти участках береговой линии Анапы. Сильнее всего пострадали пляжи в районе санатория «Фея-3» и популярного четырёхзвёздочного отеля «Лазурный берег». Выбросы нефтепродуктов фиксировались и в марте. В МЧС сообщали, что в ходе очистки Керченского пролива уже было собрано около 150 тысяч тонн загрязнённого песка и грунта. Но усилия спасателей напоминают сизифов труд: едва успеют убрать загрязнения в одном месте, они всплывают в другом.
Просто всё уделано!
Местные ТГ-каналы снова и снова публикуют кадры, на которых видны радужные разводы, покачивающиеся на волнах, и большие сгустки мазута, смешавшиеся с песком. «Просто всё уделано», - так комментируют ситуацию волонтёры, а экологи предупреждают: даже если на берегу следов топлива и не видно, на дне оно почти везде. При этом есть вероятность, что из затонувших танкеров мазут вытекает до сих пор.
«Мазут собрали только с поверхности и с береговой линии. Но большая его часть осела на дно и не растворилась в холодной воде зимой. Сейчас вода будет прогреваться, мазут «оживёт» и начнёт всплывать на поверхность. Мне жаль Черноморское побережье в районе Анапы, потому что оно, и без того загрязнённое стоками канализации, превратится ещё и в место продуктов распада нефтепродуктов. В том, что летом мазут принесёт к берегу и на пляжи, я практически уверен», - считает доктор технических наук, учёный секретарь Научно-технического совета Федерального агентства водных ресурсов Михаил Болгов.
И это тот случай, когда с экологами согласны и чиновники.
Глава Минприроды РФ Александр Козлов полагает, что полное восстановление прибрежной зоны реально будет завершить только к маю 2026 года. Приводить в божеский вид нужно около 280 гектаров пляжей. Весь пропитанный мазутом песок придётся вывезти и утилизировать, а взамен завезти новый, ни много ни мало - около 840 тысяч кубометров. Добывать его будут на трёх месторождениях вблизи Анапы.
На каменистых пляжах тоже работы выше крыши. В Голубой бухте Севастополя был успешно испытан метод очистки скал и камней от мазута с помощью парогенератора и абсорбента. Горячий пар под давлением расплавляет мазут, и разжиженный нефтепродукт остаётся на специальной сетке или собирается с помощью сорбентов. Эта технология является эффективной и экологически чистой, но она требует значительных усилий. Поэтому сотрудникам МЧС и волонтёрам предстоит ещё много работы.

Теперь о хорошем: на некоторых участках уже начали разбирать защитный вал. Песчаную насыпь разбирают там, где уже более двух недель не было повторных загрязнений. Пока что такие работы проводятся только в районе Бугазской косы, выполняют их без спешки, чтобы не создавать новые проблемы.
«Учитывая климатические особенности Анапы, до середины мая на побережье ещё возможен достаточно сильный шторм. Поэтому в центре и на основных пляжах защитные валы сохраняем», - объясняет ситуацию первый заместитель министра ГО и ЧС региона Ярослав Городецкий.
Привет от Лазаря Кагановича
Кто виноват - уже установила комиссия Ространснадзора.
Основными причинами аварий стало несоблюдение капитанами судов и судовладельцами ограничений по сезону плавания в морских акваториях Азовского моря и Керченского пролива. Кроме того, экипажи судов не были укомплектованы квалифицированными кадрами в соответствии с требованиями правовых актов Минтранса России.
Тут невольно вспомнишь фразу наркома железнодорожного транспорта Лазаря Кагановича, ставшую крылатой: «Каждая авария имеет имя, фамилию, должность и отчество». Потому что, конечно, стихия может преподносить неприятные сюрпризы, но к беде чаще всего приводит «человеческий фактор», как бы он ни проявлялся: в головотяпстве, незнании или в преступной халатности.
Что делать - тоже понятно. Продолжать работы по очистке. Собственно, больше ничего и не остаётся. Чем раньше закончатся работы, тем быстрее жизнь на побережье вернётся в прежнее русло.
Остаётся разобраться с тем, кто за всё это будет платить.
Деньги на бочку!
«Общая сумма предъявленных компаниям-загрязнителям требований составила 84 943 948 679 руб. (то есть почти 85 миллиардов). Сумма исчисленного вреда в отношении владельца танкера «Волгонефть-212» - ООО «Кама Шиппинг» - составила 49 460 085 849 руб. В отношении ЗАО «Волгатранснефть», которое является собственником танкера «Волгонефть-239», сумма вреда, причинённого Чёрному морю, составила 35 483 862 830 руб.», - сообщила руководитель Росприроднадзора Светлана Радионова.

У компаний есть месяц на то, чтобы добровольно возместить ущерб. Если они этого не сделают в отведённое время, исковые заявления будут переданы в суд. И это справедливо.
Да, государство выделило средства, необходимые для очистных работ, но деньги были взяты из бюджета, считайте, из карманов налогоплательщиков, включая нас. Так почему, спрашивается, мы должны расплачиваться за чью-то жадность и безответственность? Особенно учитывая, что эти средства могли быть направлены на важные экологические проекты.
Для наглядности: ЧП с танкерами «откусило» почти седьмую часть всех ассигнований, выделенных на нацпроект «Экология» с 2019 по 2026 год.
Так что российская Фемида просто обязана заставить виновных раскошелиться, хотя это будет сделать очень и очень непросто.
ФГБУ «Морспасслужба» уже выставила требование о солидарном взыскании расходов за проведение работ по ликвидации разлива нефтепродуктов. Сумма была озвучена внушительная - 314,5 миллиона рублей. Судебное разбирательство началось 7 апреля.
В суде были представлены расчёты стоимости ущерба за все этапы работ по ликвидации: акты выполненных работ, платёжные поручения, бухгалтерские ведомости. И как, думаете, повели себя ответчики? Представитель «Кама Шиппинг» засомневался в объёме заявленных требований, а его коллега из ЗАО «Волгатранснефть», в свою очередь, отметил, что компании необходимо подготовиться для того, чтобы представить расширенный отзыв относительно заявленных требований. Неужели их адвокаты всерьёз рассчитывают, что дело удастся развалить?
Следующее заседание суда состоится 14 мая. И очень бы хотелось, чтобы разбирательство не свелось только к деньгам. Потому что аварии вызывают много вопросов.
Почему танкеры не были своевременно разгружены? Почему капитаны, получив предупреждение о приближающемся шторме, не увели суда в более безопасное место? И почему вообще танкеры класса «река-море» вышли в Керченский пролив в декабре?! Суда такого класса вообще не должны были находиться в море в зимние месяцы, их корпуса недостаточно прочны, чтобы выдержать сильные штормы, которые бывают в это время года.
Беда не приходит одна
Разлив мазута оказался не единственной экологической проблемой на Черноморском побережье. На береговой линии Бугазской косы между станицей Благовещенской (Анапа) и посёлком Волна (Темрюкский район) были обнаружены выбросы пальмового масла. Вода и берег были усыпаны жёлтыми жирными комьями - протяжённость загрязнённой территории составила почти десять километров.

Экологи предполагают, что вещество могло попасть в морскую воду с танкера-масловоза или при перевалке груза в порту «Тамань». По их словам, пальмовое масло, хоть это и пищевой продукт, губительно для мелких обитателей прибрежной полосы: оно забивает дыхательные пути, затрудняет доступ кислорода. Но хоть для людей не опасно, и то хорошо…
Администрация региона уже отчиталась о том, что силами команд муниципалитетов, которые очищают берег Анапы от мазута, пальмовое масло уже убрали. Источник загрязнения устанавливает Новороссийская транспортная прокуратура, а Азово-Черноморская межрайонная природоохранная прокуратура начала проверку по факту выброса. Но, похоже, нужно капитально потрясти и флот, занимающийся перевозкой экологически опасных грузов, и портовое хозяйство, чтобы навести былой порядок. Иначе такого рода ЧП будут повторяться бесконечно.
Отдых под вопросом
В прошлом году Анапа приняла около 4,5 миллиона отдыхающих. Однако в этом сезоне, по прогнозам экспертов, количество туристов может составить лишь 2-2,5 миллиона.
«Скорее всего, нам надо готовиться к тому, что в этом сезоне пляжного отдыха в Анапе не будет. Конечно, нужно дождаться официальных оценок, только Роспотребнадзор может нам об этом заявить официально. Но интуитивно, мне кажется, надеяться особенно не на что», - полагает Илья Уманский, президент Российского союза туриндустрии.
Пока что туроператоры отмечают рост спроса на Геленджик - 17%, на Сочи - 18%, на Крым - около 30%.
«Крым в прошлом году принял 5,5 млн туристов, а может принять 10 млн. То есть, даже если все туристы вместо Анапы поедут в Крым - места там будут», - уверен Алексан Мкртчян, вице-президент Альянса туристических агентств (АТА) России.
Понятно, что отели будут переполнены, да и цены уже взлетели в среднем на 30%. Многие гостиницы и гостевые дома на июль и август забронированы более чем на 80%, а некоторые отели новые заявки вообще не принимают. На Азовском побережье тоже ажиотаж, особенно в Ейске и Должанской, где заблаговременное бронирование увеличилось на 40-50%, а цены поднялись на 15-25%.

Ну а пока что работы по ликвидации последствий аварий танкеров продолжаются. По данным МЧС, затонувшие суда регулярно обследуют водолазы, для контроля обстановки задействованы технологии космического мониторинга, беспилотники, а также патрульные группы спасателей на катерах.