Тяжелейшая битва за Горнальский монастырь в Курской области, закончившаяся 16 апреля его поистине героическим освобождением, совпала с осквернением святынь Киево-Печерской Лавры. Киевский режим, терпящий поражение за поражением на линии боевого соприкосновения, упорно пытается "отыграться" в войне духовной. Пытаясь нанести максимальный урон русским святыням. Но забывая самое главное.
Кровавая "месса" в Горнальской обители
Кадры боёв за Горнальский Белогорский монастырь, завершившиеся 16 апреля героическим освобождением обители морпехами группировки войск "Север", уже облетели весь интернет. На съёмках с коптера прекрасно видно, сколь велики повреждения святыни, на несколько недель ставшей опорным пунктом укронацистских оккупантов.
Рациональное объяснение довольно простое: монастырь находится на стратегически выгодной для ВСУ высоте. Да и укрепление для боевиков очень удобное: толстые стены, монастырские подвалы. А совсем рядом — меловые пещеры, в которых в 1920-30-х годах от других богоборцев — большевистских прятались монахи Горнальской обители.
Битва за Горнальский Белогорский монастырь. Противника буквально выковыривают//Видео с ТГ-канала Condottiero
Но есть и другое объяснение, почему враг окопался в этом монастыре и буквально вгрызался в землю, лишь бы не покидать обитель. Отнюдь не рациональное. Казалось бы, многие вэсэушники уже были готовы сдаться в плен, сохранив свои жизни. Однако из Киева поступило распоряжение: удерживать русскую святыню в оккупации до последней капли крови украинского военнослужащего. И потому кровь своих же боевиков их командиры, а точнее, главари активно лили сами. Лишь бы кровавая "месса" в святых монастырских стенах продолжалась. Так, по недавнему сообщению ТАСС:
Офицер ВСУ, который вёл переговоры с российской стороной [о сдаче в плен], был зверски убит на территории монастырского комплекса. Вместе с украинским десантником пострадали и несколько его сослуживцев, поддержавших единственно правильное решение.
В итоге около трёхсот боевиков, большинство из которых обычные мобилизованные мужики, захваченные на улицах малороссийских сёл и городов "людоловами" из ТЦК и отправленные на фронт в качестве пушечного мяса, оказались заложниками в Горнальском монастыре. Но заложниками вооружёнными, а потому подлежащими той самой денацификации. И демилитаризации. Проще говоря — уничтожению, ведь "если враг не сдаётся, его уничтожают". Как ни больно говорить это Великим постом и на Страстной седмице.
Факт остаётся фактом: враг сознательно выбрал это святое для каждого христианина время для осквернения православных святынь. Так, разорение курской Горнальской святыни, которая непременно, уже в скором времени будет полностью восстановлена, совпало по времени с варварским вторжением в главную святыню Малороссии — самый первый русский монастырь Свято-Успенскую Киево-Печерскую Лавру.
Так сейчас выглядит Горнальский Свято-Николаевский Белогорский мужской монастырь. Скриншот: ТГ-канал "МПШ"
Лавра под ударом
Те, кто хотя бы поверхностно знает новейшую историю Русской Церкви, с кощунственным термином "инвентаризация мощей" знакомы. С 1918 по конец 1920-х годов в Советской России, а затем и в других республиках СССР проводилась кампания по вскрытию мощей. Ранним большевикам, пламенным троцкистам-ленинцам, явно не давали покоя многочисленные святыни, к которым продолжали устремляться многие тысячи верующих.
Поначалу верующие пытались протестовать против святотатства. Но после того как Великим постом 1922 года в городе Шуе Ивановской области на площади у Вознесенского собора тысячи верующих попытались воспрепятствовать разорению храма, Ленин под грифом "строго секретно" направил членам Политбюро письмо со следующим распоряжением:
Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать.
После этого кровь духовенства полилась рекой, и разорения храмов и монастырей значительно активизировались. В том же 1922 году были вскрыты мощи многочисленных святых Киево-Печерской Лавры, а также рака с мощами Святого Александра Невского в Александро-Невской Лавре в Петрограде. Некоторые из поруганных святынь, как в Кунсткамере, выставлялись на потеху публике в стеклянных витринах музеев атеизма и краеведческих музеев. Но многие оказались безвозвратно утрачены.
Конечно, большевики в таких святотатствах были отнюдь не первыми. Так, в годы "Великой" французской революции в 1793–1794 годах масоны-богоборцы осквернили королевскую усыпальницу в католической базилике Сен-Дени. В ходе этого бесчинства могильные плиты французских монархов были разрушены, а их останки извлечены, осквернены и многие уничтожены.
В наши дни прямыми продолжателями дела тех и других стали представители киевского режима, которые ещё в 2023 году изгнали из Киево-Печерской Лавры православных монахов канонической Украинской Церкви, после чего "министерство культуры" Украины создало "комиссию" по "проверке останков" лаврских святых. С цинично поставленной целью "оценить историческую и научную ценность мощей преподобных Печерских", а также составить списки предметов, подпадающих под определение культурных ценностей".
Великим постом 2025 года 28 марта украинская "полиция" захватила Ближние и Дальние пещеры Киево-Печерской Лавры. Как отметил в одном из интервью российским СМИ украинский православный епископ Гедеон (Харон), "инвентаризация" уже проводится, но делается это воровски, по ночам. Каковы будут результаты этого святотатства, пока можно только предполагать.
Без полиции и СБУ "исследователи" в Лавру теперь не ходят. Скрин с ТГ -канала "Фортеция Лавра"
И неслучайно Сам Господь уже неоднократно предупреждал о том, насколько духовно опасно происходящее. В 2023 году в дни, когда Лавру отбирали у канонической Церкви, над одним из лаврских храмов — Трапезной церковью — почернели золочёные кресты. А уже совсем недавно, 8 марта 2025 года с купола лаврского храма Всех Святых упал крест. Конечно, всему этому можно найти физические объяснения, но для человека верующего в таких случаях совпадений не бывает.
Сатанинская агония киевского режима
Нет сомнений, происходившее в Горнальском монастыре и происходящее Киево-Печерской Лавре — не что иное, как агония режима Зеленского. Даже на оккупированной им части Малороссии и Новороссии уже никому не нужно доказывать, что эти персонажи по степени ненависти к Православию ничем не отличаются от большевиков-богоборцев первых десятилетий советской власти. И что за их ненавистью к православным святыням скрывается самый настоящий животный страх. Осознание своей ничтожности и слабости перед Божественной благодатью.
При этом не нужно быть слишком наивными. По нашим грехам Господь иногда попускает нам такие тяжёлые уроки и испытания. И потому нанести урон верующим и святыням агонизирующие враги Православия в состоянии. Подобно тому, как опасен раненый зверь, а особенно — загнанная в угол крыса. Но во все времена кощунники и святотатцы получали воздаяние. Причём зачастую ещё в земной жизни. И никогда ни один богоборческий режим не был долговечен.
Так было и с языческой Римской Империей, которая после двух столетий жутких гонений против христиан чудесным образом сама стала Христианской Империей. Так было и с Советской Россией, которая после безвременья "перестройки" и "лихих" 1990-х стала возвращаться на свой исторический, имперский путь. Так будет и с Украиной, у которой нет иного пути, как возвращение в родную российскую "гавань".
Но для этого нам важно помнить, что христианство — не либеральное толстовство. Мы не вправе уповать только на Божие воздаяние, но обязаны сопротивляться злу силой. Но эта сила должна быть бесстрастной, то есть не злобной, и благословенной Церковью. Как очень точно сказал в своей одноимённой работе "О сопротивлении злу силою" великий русский философ и правовед Иван Ильин:
Меч духовно необходим человеку в земной борьбе за дело Божие; но принять бремя связанных с ним душевных и телесных опасностей и страданий может лишь тот, кто утверждает свою любовь, свою жизнь и деятельность в луче Божьего света и совершенства. И вот если объединить все государственное начало понуждения и пресечения в образе воина, а начало религиозного очищения, молитвы и праведности — в образе монаха, то решение проблемы выразится в усмотрении их взаимной необходимости друг для друга.
Что с того?
В приведённой выше цитате Ивана Ильина содержится основа основ СВО как Священной войны. Неслучайно в озвученном Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом Наказе XXV Всемирного Русского Народного Собора отмечена именно духовно-нравственная составляющая специальной военной операции:
С духовно-нравственной точки зрения специальная военная операция является Священной войной, в которой Россия и её народ, защищая единое духовное пространство Святой Руси, выполняют миссию "Удерживающего", защищающего мир от натиска глобализма и победы впавшего в сатанизм Запада. После завершения СВО вся территория современной Украины должна войти в зону исключительного влияния России. Возможность существования на данной территории русофобского, враждебного России и её народу политического режима, а равно политического режима, управляемого из враждебного России внешнего центра, должна быть полностью исключена.
Наши враги, в отличие от многих из нас, это прекрасно понимают. А потому, нанося удары по Горнальскому монастырю и Киево-Печерской Лавре, бьют именно по России как по "Удерживающему". И неслучайно самые главные из этих ударов наносятся именно Великим постом и в Страстную седмицу. В те самые дни, когда агонизирующий дьявол сделал всё, чтобы иудеи и язычники распяли Христа. Но, как говорили святые отцы, он во Христе увидел простого человека и, убив Его, уничтожил ад, когда Господь сошёл в него в Великую Субботу. Ад взорвался, был уничтожен изнутри.
Точно так же, несмотря на удары по нашими святыням, Украина — как анти-Россия, анти-Третий Рим, анти-Катехон, анти-Удерживающий — будет уничтожена. Никакого примирения с богоборцами быть не может. И потому освобождение Матери городов русских, Древнего Киева с его главной святыней — Свято-Успенской Киево-Печерской Лаврой остаётся одной из главных задач СВО.