Весна в самом разгаре, да и до лета осталось всего ничего. Поэтому самое время доставать велосипед и отправляться на прогулку по солнечным паркам. Но для использования двухколесного друга есть одно обязательное условие - техосмотр. Сейчас для него – самое время. И это не просто помыть его, как я делала раньше. Как правильно подготовить железного коня «КП» подсказал старший механик известной сети спортивных магазинов и веломастер с десятилетним опытом Игорь Знаменский.
ПЛАТИТЬ ИЛИ НЕ ПЛАТИТЬ – ВОТ, В ЧЕМ ВОПРОС
То, что автолюбителям минимум раз в год нужно проходить ТО – техническое обслуживание машины, - всем и так известно. Каждые 15 тысяч километров пробега специалист проверяет моторное масло и его фильтры, уровень и плотность охлаждающей жидкости, свечи зажигания, подвеску, тормозные диски и другие важные детали. Но велосипед же – не такая сложная конструкция.
Лучше всего проводить ТО тогда, когда начинает теплеть
Александра ТИМОЩЕНКО
- Там даже колес в два раза меньше, да и двигателя нет. Что там проверять вообще? - задавалась я этим вопросом раньше, пока во время велопрогулки у меня не отлетела спица из колеса, и я чуть не влетела в столб.
Как объяснил веломастер, полный осмотр двухколесного транспорта нужно проводить каждые четыре-пять тысяч километров пробега или один-два раза в год.
Мастера, у которых уже набита рука, сделают все быстро. Правда, стоимость такого «удовольствия» часто кусается. Особенно – в разгар сезона. Все зависит от бренда и предназначения двухколесного транспорта. Обслуживание гравийного или карбонового коня обойдется дороже – от 10 тысяч в зависимости от региона, а вот на обычный прогулочный – в пределах двух-трех тысяч рублей. Потому ниже мы расскажем, какую часть ТО можно провести самостоятельно, а что точно лучше переложить в надежные руки специалистов.
ДУШ ДЛЯ ДВУХКОЛЕСНОГО
С ноября по март мой велосипед пылился и скучал в гараже рядом с летней резиной для машины и дачными инструментами. За это время он успел знатно загрязниться, поэтому первое, что посоветовал сделать мастер, - помыть и просушить. Но чистота – не единственная цель для этого ритуала. Оказывается, «банные процедуры» нужны и для того, чтобы точно увидеть, что нужно исправить. Сделать это самостоятельно точно не составит труда.
- Важная деталь, которая требует бережного обслуживания, - это приводная цепь. На ней часто скапливается грязь, масло и пыль. Сначала ее нужно промыть с помощью уайт-спирита, смазки WD-40 или средства для мытья посуды, но избегать прямого сильного потока воды, иначе можно деформировать. После очистки цепь нужно смазать. Для этого подойдут разные смазки - жидкие, в виде спрея и твердые парафиновые. Их выбирают в зависимости от того, в какую погоду чаще всего выезжает велосипед.
Душ нужен и самому велосипеду. В воду можно добавить автошампунь, щадящее мыло для рук или средство для мытья пола. Агрессивные моющие могут испортить краску и детали.
УЗЕЛОК ЗАВЯЖЕТСЯ
Для сохранности железного друга и собственной безопасности важно проверить, хорошо ли затянуты каретки и подшипники. Это сможет сделать даже не самый опытный велолюбитель.
- Для проверки нужно переключиться на самую маленькую звезду скорости и сбросить с нее цепь на корпус каретки. Важно убедиться, что в разных положениях шатунов нет люфта детали. Все должно крутиться легко и свободно.
Если нет – пора менять! Для этого важно удалить грязь и ржавую воду из корпуса, нанести свежую смазку и установить каретку обратно. Если не знаете, что такое каретка, и где находится шатун, лучше обратиться к специалистам.
Важно правильно ухаживать за двухколесным другом
Александра ТИМОЩЕНКО
НЕ ТОРМОЗИ - ПОДТЯНИ
Тросики на тормозах - самая важная часть велосипеда. Их нужно проверять и затягивать чуть ли не каждую неделю, а не только перед сезоном. На недорогих прогулочных моделях тормоза механические. При перепадах температур на стальных тросиках выпадает конденсат, они ржавеют и приходят в негодность. Поэтому перед сезоном стоит проверить, целы ли тросики тормозов и переключателей, отмыть их от ржавчины, смазать или заменить. В случае неисправности велосипед просто не сможет остановиться.
Если тормоза гидравлические, то из-за неисправности они могут «потечь». Поэтому после зимы стоит проверить их, заменить тормозную жидкость и прокачать, чтобы убрать лишнюю воду и воздух. Чтобы все точно пошло по плану, новичкам в этом деле лучше довериться профессионалам.
СДУЛИСЬ ИЛИ НЕТ?
С приходом тепла все автолюбители начали судорожно записываться на замену резины. Вот и велолюбителям стоит чаще обращать внимание на камеры. Из-за низких температур они становятся хрупкими и даже могут потерять свойства. Как следствие – лопнуть прямо во время велопрогулки.
Основной материал, из которого делают велосипедные камеры, - бутилкаучук. Морозы он обычно переносит хорошо, не теряя своих свойств, но некоторые сорта постепенно становятся хрупкими. Поэтому весной стоит подкачать камеры и проверить, держат ли они давление.
- Большинство колес с камерами и покрышками. Но даже это не дает стопроцентной гарантии, поэтому раз в пару месяцев их обычно нужно немного подкачивать. Перед сезоном – так точно.
Как проверить колесо?
- Сожмите надутую камеру и осмотрите его со всех сторон. Место прокола обычно выпускает воздух и издает небольшой свист. Также можно опустить колесо в полную ванну или таз с водой и посмотреть, есть пузырьки или нет. Если камера оказалась с проколом, заменить ее могут в любом веломагазине.
ВАЖНО ЗНАТЬ
Что входит в полное ТО велосипеда?
- проверка и настройка всех узлов;
- обслуживание передней и задней втулки с заменой смазки;
- обслуживание рулевой колонки с заменой смазки;
- обслуживание каретки с заменой смазки;
- протяжка спиц с тензометром;
- правка восьмерок;
- регулировка тормозов и переключателей;
- правка петуха (неровностей);
- правка тормозных роторов;
- подкачка шин, проверка состояния покрышек;
- протяжка болтовых соединений динамометрическим ключом;
- подкачка вилки для воздушных вилок;
БАЗОВЫЙ НАБОР ВЕЛОСИПЕДИСТА
Какие инструменты важно иметь в арсенале?
- шестигранный ключ
- набор отверток
- насос (ручной или электрический)
- педальный гаечный ключ
КСТАТИ
Когда проводить ТО?
- Лучше всего в конце сезона – в начале ноября, а перед началом – весной - устраивать лишь небольшую проверку. Поэтому идеально проводить «контрольную» для своего двухколесного друга два раза в год, но все зависит от частоты езды. Чтобы обслуживание транспорта не разоряло вас из-за количества неисправных деталей, осматривать и проверять велосипед лучше перед каждой поездкой. Это можно делать даже на улице: все резьбовые соединения должны быть затянуты и без люфтов, тормоза работать без скрипов, а камеры – быть упругими.