Всё чаще молодые люди получают высшее образование «для галочки», не планируя работать по специальности. Евгений Черный, доктор психологических наук, профессор, завкафедрой социальной психологии факультета психологии КФУ им. В.И. Вернадского, в интервью «Крымской газете» рассказал о причинах этой тенденции.
По словам эксперта, многие родители, особенно с высшим образованием, считают диплом обязательным атрибутом успешной жизни. Это убеждение передается детям, которые поступают в вузы под давлением семьи, не имея четкого представления о будущей профессии.
«Увы, подрастает поколение, которое не стремится в вузы, а многие хотят уйти даже из школы», – отмечает Черный. Среди причин – страх перед ЕГЭ и желание быстрее получить практическую специальность в колледжеДаже после колледжа многие продолжают обучение в вузе, часто выбирая профессии, требующие высшего образования, такие как врач, педагог или психолог. Проблема в том, что дети не осознают, куда идут учиться, не знают модели своей будущей деятельности.
Черный приводит пример факультета психологии: «Важно, чтобы студенты понимали, зачем им это образование. Психолог в школе, в МЧС, в частной практике – это разные сферы деятельности».
Аналогичная ситуация и в юриспруденции: адвокат, нотариус, следователь – разные профессии с разной спецификой. Отсутствие системы профориентации усугубляет проблему. Студенты первого курса сталкиваются с большим объемом общеобразовательных предметов, не всегда понимая их практическую ценность.
«Это отчасти проблема преподавателя, который не смог донести до студента важность этих предметов», – считает Черный.Большое количество предметов, по сравнению с программами специалитета, также усложняет процесс обучения. Таким образом, получение диплома «для галочки» – это следствие нескольких факторов: давления семьи, отсутствия профориентации и недостаточной связи между образованием и практикой.