Титан от монументалистики
Зураб Церетели прожил долгую и счастливую жизнь. Работы выдающегося художника несут мощный заряд энергии, поскольку рассчитаны на века и призваны выражать непреходящее содержание. Произведения маэстро украшают многие города планеты. Гордится ими и Крым.
Создатель Прометея
В неофициальных беседах Церетели неоднократно подчёркивал, что Крым следует насыщать объектами, связанными с древней мифологией, а не с достижениями социализма. Эту идею Зураб Константинович воплотил, создав скульптуру титана Прометея для фонтана в парке санатория в Партените. Яркий персонаж античного эпоса, бог – сын Неба и Земли подарил людям священный огонь, научил строить жилища, обрабатывать металл и землю, плавать на кораблях и наблюдать за небесными светилами. Однако мало кто знает, что Прометей был и первым скульптором: если верить древнегреческим драматургам, именно он вылепил из глины тела первых людей на нашей планете.
Следуя замыслу Прометея, Церетели создал из глины облик крепкого молодого мужчины. Модель была увеличена, изготовлена из долговечного материала и покрыта листовой медью. При всей своей массивности фигура буквально парит в воздухе: Прометей слетает на землю, держа в руке факел.
Цветомузыкальный фонтан за минувшие 45 лет стал достопримечательностью посёлка. Вода огненного цвета вылетает из факела, разлетается на брызги и сливается с многоцветными струями, бьющими из чаши бассейна.
Главный медведь страны
1980 год стал важной вехой в творческой биографии Церетели. Ему было присвоено почётное звание «Народный художник СССР». Советский Союз принимал Олимпийские игры, и на плечи «титана от монументалистики» легла огромная ответственность за художественное оформление главного спортивного события в мире.
Одним из важнейших элементов фирменного стиля любой Олимпиады является официальный талисман – визуальный образ, «отражающий дух страны-хозяйки игр и приносящий удачу спортсменам». В Олимпиаде-80 таким персонажем стал «Олимпийский Мишка» - медвежонок, увенчанный соответствующей символикой. Нарисовал улыбчивого крепыша художник Виктор Чижиков, а воплощением образа в долговечных материалах занимался Зураб Церетели. В частности, создал скульптуру для украшения парков.
Один из таких бетонных Мишек поселился в Алуште. Поначалу он встречал гостей на автовокзале, причём, приезжавших не только на отдых: в городе находился учебно-спортивный центр «Спартак», где тренировались будущие олимпийцы. А позже «Мишку-Талисмана» переселили в более удобное место – в Приморский парк рядом с Набережной.
Отель как легенда
Главный монументалист СССР в полной мере проявил свой талант при оформлении здания гостиницы «Ялта-Интурист» в посёлке Массандра. Огромный отель, похожий на океанский лайнер, был призван демонстрировать зарубежным гостям достижения страны советов в области курортов и туризма.
Монотонность фасада эффектно уравновешивает многозвучие огромного панно. Чеканка по меди раскрывает поэтический мир крымских легенд. Тут и суда античных мореплавателей – основателей Ялты, и крылатые юноши Адалары, превращённые в скалы, и придуманная Пушкиным Мария – героиня романтической поэмы «Бахчисарайский фонтан».
Внимательный взгляд заметит ещё одну деталь, может быть – самую важную. В центральной части композиции красуется огромный глаз в обрамлении пылающих лучей. Всевидящее око надёжнее, чем любой фейс-контроль, наблюдает за каждым, кто переступает порог отеля.
На крыше отеля маэстро установил выполненную в металле древнерусскую ладью. Наполненный ветром парус, крепкие вёсла показывают, что кораблик уверенно стремится к новым горизонтам.
На вершине политического Олимпа
Одной из знаковых достопримечательностей парка, окружающего Ливадийский дворец, является скульптурная композиция «Большая тройка». Так в западной прессе называли военный альянс, состоящий из трёх главных союзников Второй мировой войны. Массивные бронзовые фигуры хорошо узнаваемы: председатель Совета народных комиссаров СССР Иосиф Сталин, президент США Франклин Рузвельт и премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль.
Монумент установлен в память о судьбоносной для мира встрече глав правительств стран антигитлеровской коалиции, состоявшейся в Ливадии в феврале 1945 года. Лидеры держав, преследующие диаметрально противоположные цели, заложили основы мироустройства, исключавшего возрождение фашизма и возникновение войны.
Памятник изображает Сталина, Рузвельта и Черчилля в заключительный момент конференции: переговоры завершены, решения приняты, и можно сфотографироваться на память.
В судьбе памятника, повествующего о геополитических событиях 1945 года, отразились коллизии новейшего времени. Церетели создал монумент ещё в 2005 году, десять лет тянулась возня по поводу его установки, и только недавно скульптурная композиция обрела хозяина в лице городской администрации Ялты.