О том, почему у современной молодёжи нет универсальных героев и в чём она хороша, мы поговорили с главой Государственного комитета молодёжной политики Республики Крым Алексеем Зинченко по случаю Международного дня солидарности молодёжи.
ЦЕННОСТИ И ОСОБЕННОСТИ
– Какие три главные ценности вы могли бы выделить у современных молодых крымчан?
– Наверное, две ценности, которые периодически сменяют друг друга: реализация собственного я и командная работа. Мы понимаем, что с каждым годом увеличивается количество молодых людей, осознающих, что «время одиночек прошло, наступило время команды», как говорит глава нашей республики.
Важно понимать, что возможности самореализации, которые есть у молодёжи сегодня, несравнимы с теми, что были даже пять лет назад, не говоря уже о 10–15 годах. Сегодня Россия – страна возможностей. Молодые люди понимают, что они могут развиваться внутри своего города, района, посёлка, субъекта или федерации в целом.
Радует, что с каждым годом увеличивается количество молодёжи, которая в системе своих ценностей называет историю и патриотизм – как в глобальном смысле (любовь к своей большой Родине, стране), так и, безусловно, к малой родине, к Республике Крым.
И третьей ценностью я бы назвал возможность самовыражения, лидерства. Эта ценность связана с тем, что сегодня количество возможностей для самовыражения конкретного молодого человека невероятно велико. Мы видим государственные программы федерального и регионального уровня, готовые поддержать молодые семьи, молодых предпринимателей, молодых деятелей творчества и искусства.
– Молодёжь часто критикуют за инфантильность, нежелание брать на себя ответственность, меньшую трудоспособность. Какие, напротив, достоинства вы видите у современных молодых людей?
– Когда мы слышим нарекания по поводу того, что молодёжь сейчас другая, раньше была лучше, то всегда спорим. Это как вечная классика, «Отцы и дети». Такой же неизменной классикой стало отношение к молодёжи. Наверное, каждый замечал, что наши бабушки и дедушки своим детям, нашим родителям, тоже говорили, что они в своей молодости вели себя иначе и более правильно.
К тому же молодёжь очень быстро приспосабливается к новым условиям. Возьмём Республику Крым. Что ни год, то определённые испытания: энергоблокада, пандемия, ЧС природного характера, поддержка участников СВО. И всегда при разрешении проблем первой на помощь выходит молодёжь.
Молодые люди очень часто принимают решения намного быстрее, чем старшее поколение. Это умение адаптироваться к современным вызовам в максимально короткие сроки и готовность оперативно принимать решения – то, что отличает сегодняшнюю молодёжь от вчерашней.
Также нужно понимать, что категория «молодёжь» у нас немалая – от 14 до 35 лет. У 14-летнего подростка и 35-летнего молодого человека совершенно разные взгляды на жизнь, ценности и навыки. Я сейчас нахожусь примерно посередине этой возрастной категории, но уже ближе к верхней границе. Когда мы вынашиваем идеи, прорабатываем проекты, обязательно привлекаем активных молодых людей 14–18 лет. Они действительно отличаются от тех, кому 30–35. И это здорово!
ВЫЗОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭПОХИ
– Не кажется ли вам, что умение молодёжи быстро принимать решения – следствие нашей быстрой информационной эпохи? Это же несёт и минусы: молодёжь больше тревожится за будущее, у неё создаются нереалистичные ожидания от жизни. Как с этим бороться?
– Если мы говорим о тревожности, требующей вмешательства, безусловно, она у молодёжи встречается. Хотя стоит отметить, что уровень тревожности у молодых людей в Республике Крым и в целом в южных регионах страны намного ниже, чем в других субъектах Российской Федерации.
В штате нашего подведомственного учреждения есть психологическая служба, готовая прорабатывать с молодыми людьми разные проблемы. Но зачастую её работа связана именно с молодыми людьми, степень тревожности и стресса которых может повлечь негативные действия против себя или окружающих.
– Взрослые, чиновники постоянно говорят: чтобы привлечь молодёжь к работе, надо показывать, что эта работа собой представляет, проводить профориентацию, создавать программы стажировок. А что говорит сама молодёжь? Какие реальные препятствия она видит для старта карьеры и почему не всегда готова начинать с не самых высокооплачиваемых должностей?
– Наша главная задача сегодня – честность. Очень важно с молодыми людьми быть честными. Яркий пример – максимальное вовлечение молодёжи в работу в органах государственной власти. Там много вакансий, особенно в сельских и районных администрациях. Мы честно эту проблему обсуждаем с главами администраций сёл и продумываем, как её решить.
Мы открываем муниципальные молодёжные центры как точки притяжения для молодых людей, чтобы они проводили свой досуг максимально полезно. Молодой человек 14–17 лет, проживающий в сельской местности, в силу своего возраста всё равно будет искать место для досуга, дома он сидеть не будет. И если мы не предоставим ему нормальную площадку с интересным, но при этом несущим пользу досугом, он найдёт альтернативу, которая явно не понравится государству и его семье.
Буквально накануне, 24 апреля, мы проводили совещание с Министерством промышленности и торговли РК, республиканским Центром занятости населения и активной молодёжью. Обсуждали вопрос трудоустройства подростков в летний период. Мы честно признаёмся, что существующий механизм не популярен в молодёжной среде. И виновата в этом не молодёжь. Наша задача – не заставить её прийти к нам, а предоставить возможность самостоятельно принять это решение.
ОРИЕНТИРЫ И КУМИРЫ
– Какие образцы для подражания есть у современной крымской молодёжи? Культурные деятели, блогеры, политики?
– Этот вопрос всегда был популярен в молодёжной среде. Могу однозначно сказать, что за последние 11 лет ответы на него сильно изменились. Раньше у молодых людей было намного больше кумиров из разных сфер: деятели культуры, искусства, политики, а у кого-то кумиром всегда был родственник (отец, дедушка, брат).
Сегодня молодые люди чётко понимают, что нет универсального героя, который был бы идеальным в своей профессии, образе жизни, семейных ценностях. С каждым годом количество людей, на которых целенаправленно равняется молодёжь, становится меньше. Молодёжь стала более осознанной.
Кто-то равняется на офицеров, на участников специальной военной операции или героев Великой Отечественной войны, кто-то – на современных спортсменов. Меня радует, что количество адекватных ориентиров растёт. Но молодёжь всегда динамична, и равнение на кого-то может продлиться день, год или десять лет. Она оперативно реагирует на современную общественную конъюнктуру.
МЕЖДУНАРОДНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
– В марте прошлого года в Крым приезжала иностранная молодёжь. Отличается ли она от нашей?
– В некоторых моментах отличается. У нас была достаточно большая делегация, и создалось ощущение, что на государственном уровне зарубежную молодёжь стараются держать в определённых идеологических рамках.
Я помню представителя Люксембурга, у которого мама русская, а отец иностранец. Когда он начал интересоваться историей России и стран СНГ, даже столкнулся с гонениями в образовательном учреждении: «С какой целью ты это изучаешь? Для чего тебе это нужно?»
Наши молодые люди сегодня более осознанно относятся к истории своего родного края и стран мира в целом. Многие понимают, что все действия в мире ведут к последствиям для каждого из нас.
Также общался с девушкой из США на Всемирном фестивале молодёжи. Когда она узнала, что я из Крыма, у неё возникло много вопросов о событиях 2014 года. Однозначно видно, что количество дезинформации о воссоединении Крыма с Россией в странах наших недоброжелателей огромное. Были определённые мифы в её голове, которые пришлось развенчивать.
Мы пришли к выводу, что молодёжь США в лучшем случае интересуется историей и будущим своего штата. Страна в целом ей безразлична. У них нет тех духовно-нравственных объединяющих ценностей, которые есть у нас и которые через указ № 809 президента (Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». – Ред.) проходят красной нитью через молодёжную политику, образование и культуру для воспитания гармонично развитой личности.
– Планируются ли дальнейшие международные контакты?
– Я рад, что с половиной делегации, которая посетила нас в рамках Всемирного фестиваля молодёжи, сохранилась связь. Мы поддерживаем контакт, поздравляем друг друга с праздниками. В социальных сетях можно найти, как наши гости из разных стран поздравляли Республику Крым с десятой годовщиной воссоединения, потом с Днём России.
Наследием Всемирного фестиваля молодёжи 2024 года стало создание в ряде субъектов России международных клубов дружбы. Такой клуб в конце августа создан и в Крыму. За республикой закреплены две страны: Никарагуа и Северная Корея. План мероприятий по налаживанию взаимодействия находится в разработке. Уверен, что сотрудничество будет плодотворным.
ФОРМАТЫ И МОТИВАЦИЯ
– Как происходит выбор темы форума или формата мероприятия и насколько активно разные возрастные группы участвуют в этом процессе?
– «Универсальной таблетки» здесь быть не может. Одним интересно развитие добровольчества, они участвуют в форуме «Доброслёт», который мы ежегодно проводим в Международный день добровольца в декабре. Кому-то интересны другие направления. Например, недавно мы впервые провели медиафорум на площадке арт-кластера «Таврида», и он вызвал огромный интерес: поступило более 400 заявок на 100 мест.
Я категорический противник всевозможных точечных флешмобов или мероприятий, когда затрачиваются временные и финансовые ресурсы, а никакого КПД, особенно для молодёжи Республики Крым, не получается.
Мы стараемся, чтобы основная тема мероприятий была важна и нужна прежде всего молодёжи. Например, проводя медиафорум, мы понимаем, что эта сфера катастрофически важна и реально популярна у молодых людей. Наша ключевая цель – вывести этих молодых людей в социально активную плоскость, а тех, кто имеет реальный талант, не потерять, привлечь в государственный сектор, чтобы не было утечки талантливой молодёжи из региона.
– Что больше мотивирует молодёжь: быстрые результаты, поощрение или выстраивание долгосрочной самореализации?
– Я однозначно отвечу, что сегодня это нацеленность на результат. Большинство молодых людей в возрасте от 14 до 25 лет прежде всего нацелено не на путь, а на конечный результат. Хорошо это или плохо? Я искренне убеждён, что это нормально для молодых людей. Уверен, если бы такое социологическое исследование проводили 50 лет назад, цифры были бы примерно такими же.
Конечно, с каждым последующим годом жизни у молодёжи происходит переосмысление важности игры в команде, игры вдолгую, но в большинстве своём молодые люди нацелены именно на результат.
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ И ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
– С какими запросами к вам в комитет наиболее часто обращаются?
– Нужно разделить запросы на две категории. К первой относятся те, что напрямую поступают в Госкомитет молодёжной политики РК. В большинстве своём (наверное, на 90%) они касаются поддержки для реализации проектов, идей и мероприятий. Это логично: если люди дошли до нас, значит, они уже мотивированы и понимают, что мы можем помочь.
Вторая категория, более важная для нас, – это когда мы сами выходим к молодым людям, чтобы понять их проблемы. Форматы разные: я запустил анонимный телеграм-бот, где молодёжь может пожаловаться на любую проблему. Кто-то пишет о своих инициативах, кто-то – о нарушении движения общественного транспорта или своих персональных прав.
Отличный инструмент, который появился недавно благодаря поддержке главы республики Сергея Аксёнова, – открытие на базе учебных заведений так называемых центров содействия. Это своеобразные приёмные для молодых людей. Третий месяц они работают, и количество обращений растёт.
Почему молодые люди иногда не приходят самостоятельно решать свои проблемы? Потому что они боятся или не верят, что их вопрос может быть важен или что он может быть разрешён. Мы однозначно заявляем: хотя наша основная задача – реализация молодёжной политики в республике, негласно ключевой целью является защита молодёжи Крыма во всех сферах.
На всех встречах с молодёжью говорю: «Никогда не молчите о двух вещах: о своих проблемах и о своих идеях. Проблема сама не разрешится, идея сама не реализуется. Поэтому всегда приходите, пишите, звоните – в этом плане мы всегда открыты».
– Вам 30 лет, вы общаетесь с очень разными возрастными группами молодёжи. Ощущаете ли себя «своим» в этой среде?
– Как минимум стараюсь. Я рад, что у нас довольно молодой коллектив Государственного комитета молодёжной политики и подведомственного учреждения «Дом молодёжи». Молодёжь наполняет новыми трендами, смыслами, идеями. Иногда даже жена не всегда может понять ту музыку, которая неожиданно у меня в плейлисте появляется.
За трендами молодёжи нужно следить. Бывают сложности, и иногда я прошу коллег перевести и объяснить молодёжные сленговые слова. Это, наверное, ключевая сложность при взаимодействии с возрастной категорией от 14 до 17 лет. Но благодаря ежедневной коммуникации с молодёжью каких-либо проблем взаимодействия нет.
– Что бы вы пожелали себе 18-летнему?
– То же, что желаю сегодняшней молодёжи: не молчать о проблемах, не молчать об идеях. Всегда старался реализовывать замыслы и справляться с трудностями – сам или при помощи друзей и соратников. Но каждый хоть раз корил себя за то, что своевременно не реализовал вынашиваемую идею, или за то, что какая-то проблема замалчивалась, когда её можно было разрешить путём наименьшего сопротивления.
При реализации идей молодёжь всегда говорит: «Война план покажет». Поэтому давайте действовать, а там дальше уже будем в случае чего дошлифовывать недочёты, которые будут появляться.
Олег АНФАЙЛОВ