В продолжение рубрики, посвящённой крымчанам, которые в сложный для Родины час встали на её защиту, публикуем письма наших читателей.
ОНИ СОШЛИСЬ В РУКОПАШНОЙ…
– Я хочу поведать историю о родном брате моего прадедушки Чупрова Перфила Семёновича. Лев Семёнович Чупров родился 8 марта 1926 года в семье Семёна Антоновича и Степаниды Кондратьевны Чупровых в Трусове Усть-Цилемского района Коми АССР, на Крайнем Севере нашей Родины. Братьев Перфила и Григория призвали на войну. В октябре 1943 года пришёл черёд идти защищать Родину и Льву, а в январе он уже участвовал в боях. Лев продолжал воевать, после боёв отводили пленных в тыл. Так, однажды подошли к деревне Трегубово Ленинградской области, где немцы окопались на высоте. У фашистов были автоматы, пулемёты, миномёты, а у наших только автоматы и приказ взять высоту. После атаки оставшиеся в живых бегали по окопам и стреляли, создавая вид, что их много. Приходило пополнение – и опять в атаку. В одном из таких боёв осколок гранаты попал Льву в спину и застрял в лёгком. За этот бой его наградили медалью «За отвагу». Осколок в госпитале вынимать не стали, а, подлечив, направили в школу Смерша, где была жёсткая дисциплина, не все выдерживали. По окончании учебы его командировали служить в Москву, в Кремль, радиоспециалистом. Видел Сталина.
Участвовал в операциях по борьбе с диверсантами. Однажды поступила информация, что поезд, на котором поедет Михаил Калинин, должны подорвать. Старшего сержанта Льва Чупрова с рядовым направили проверить. Действительно, в указанном месте из леса вышли трое с автоматами. Рядовой ушёл сообщить своим, а Лев решил не дать заминировать железную дорогу. Подпустив диверсантов на пистолетный выстрел, он открыл огонь. Один злоумышленник был убит, а двое скрылись за холмом, где Лев их удерживал до последнего патрона. Но случилось так, что, оставшись без боеприпасов, практически безоружным он попал в руки уцелевших диверсантов. Разразился яростный рукопашный бой, неравный и жестокий. Удар приклада обрушился на голову, словно гром среди ясного неба, и Лев рухнул в объятия тьмы. Диверсанты, ослепленные звериной яростью, добивали его ногами, словно растаптывая последний росток надежды. Затем, будто палачи, они поволокли его и бросили на рельсы, словно обреченную жертву. Вдали, словно предвестник неминуемой гибели, загремел приближающийся поезд. У диверсантов не осталось времени, чтобы установить взрывчатку: лай собак, подобно погребальному звону, возвестил о приближении подмоги. И они, словно тени, растворились в ночи. Лев очнулся от адского грохота колёс, словно вынырнул из кошмарного сна, и каким-то чудом остался жив… Диверсия по взрыву поезда была сорвана. За этот бой Лев Семёнович был награждён медалью «За отвагу».
Имел и другие медали: «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», орден Отечественной войны II степени, медаль «30 лет Советской Армии и Флота» и юбилейные. Как написано в служебной характеристике, «мастер своего дела», «тов. Чупров имел тринадцать благодарностей от командования части», «за рационализаторские предложения в деле организации бесперебойной связи командование части отметило тов. Чупрова денежным вознаграждением».
Лев Семёнович демобилизовался в 1950 году. В 1995 году у него случился приступ, который оказался смертельным. Ему было 69 лет. Ни в военном билете, ни в служебной книжке нет записей о месте службы и ранении. Только в медицинской справке о ранении записано: «Москва, Кремль, Смерш, Д. Л. Чупров, с. Трусово».
Александр Майоров, ученик 8-го «Б» класса евпаторийской
средней школы № 11.