В ночь с 8 на 9 мая 1945 года в пригороде Берлина Карлхорсте состоялось торжественное подписание Акта о безоговорочной капитуляции нацистской Германии. Это решающее событие имеет свою предысторию.
По требованию Сталина
В конце апреля – начале мая 1945 года германские представители подписали несколько актов о капитуляции. Большая часть из них касалась сдачи в плен отдельных групп немецких войск и гарнизонов городов, в том числе столицы рейха – Берлина. Однако, наряду с этим, имело место и событие значительно более высокого уровня.
7 мая начальник штаба оперативного руководства Верховного командования вермахта генерал Альфред Йодль подписал во французском городе Реймсе акт о капитуляции всех германских вооружённых сил. Главнокомандующий войсками наших союзников в Европе Дуайт Эйзенхауэр категорически не согласился принять от немцев капитуляцию только на Западном фронте.
Церемония подписания акта прошла при участии представителя Советского Союза Ивана Суслопарова. Эйзенхауэр всячески подчёркивал своё уважение к нашей стране и её роли в достижении победы над общим врагом, но всё же трудно не согласиться с Иосифом Сталиным, посчитавшим случившееся политической несправедливостью.
Он потребовал повторного проведения церемонии во взятом нашими войсками Берлине с участием в действе более высоких, чем Йодль, чинов гитлеровского рейха и представителей высшего командования Красной армии, внёсшей решающий вклад в победу над нацистской Германией.
В ночь с 8 на 9 мая (в 00:43 по московскому времени) в берлинском предместье Карлсхорст окончательный Акт о капитуляции подписали начальник штаба Верховного командования вермахта фельдмаршал Вильгельм Кейтель и представители от германских военно-морских и военно-воздушных сил.
Приняли безоговорочную капитуляцию маршал Георгий Жуков (от советской стороны) и заместитель главнокомандующего союзными экспедиционными силами маршал Артур Теддер (Великобритания). В качестве свидетелей свои подписи поставили генерал Карл Спаатс (от США) и генерал Жан де Латр де Тассиньи (от Франции).
Что породило миф
В социальных сетях тиражируется миф, будто Кейтель в ходе церемонии, бросив взгляд на французов, саркастически вопросил: «Как? И эти тоже нас победили?» Никакого подтверждения тому нет ни в документах, ни в каких-либо воспоминаниях, в том числе и Жукова. Но причины появления легенды в целом понятны.
После разгрома Франции немцами лишь очень небольшая часть её граждан продолжила борьбу за независимость своей родины. Большинство приняло поражение. Французская военная промышленность исправно работала на рейх, а десятки тысяч французов воевали на стороне Гитлера в дивизии СС «Шарлеман» и других соединениях.
Была ли у французов возможность продолжить войну против нацистов? Да, была! Их колониальные владения уступали площадью и населением только британским. Военно-морской флот Франции был в ту пору четвёртым по силе в мире (после американского, английского и японского) и имел множество баз в Африке и Азии.
Но если Уинстон Черчилль всерьёз планировал в случае оккупации Англии гитлеровскими войсками переправить правительство в Канаду и продолжить войну оттуда, то маршал Филипп Петен подчинился Гитлеру, а командующий французским флотом Франсуа Дарлан променял честь на портфель министра в его коллаборационистском правительстве.
Умаляет ли это подвиг Шарля де Голля или тех же лётчиков из эскадрильи «Нормандия – Неман»? Нет, ни в коей мере! Они мужественно сражались и заслуженно причислены к победителям во Второй мировой войне. А те, кто, наряду с другими европейцами, покорно принял власть Гитлера и, тем паче, воевал на его стороне, оказались в числе побеждённых. Сегодня их потомки пытаются учить нас морали. Это было бы, конечно, смешно, если бы не было так грустно…
Сергей Колдин