Строительный бум и бурная деятельность Дувана: как Евпатория из уездного местечка превратилась в фешенебельный курорт

Строительный бум и бурная деятельность Дувана: как Евпатория из уездного местечка превратилась в фешенебельный курорт

Человек с размахом, совершенно преобразивший Евпаторию. Так правительственные документы обозначили главную заслугу градоначальника Семёна Дувана. Со дня рождения «человека с размахом» исполнилось 155 лет.

Рачительный хозяин

Дуван был выходцем из богатой и влиятельной семьи караимов – древнего крымского этноса, верного приверженца вероучения, основанного на Ветхом Завете. Библейское имя Сима, сын Эзры, данное ему при рождении, в повседневном обиходе Дуван заменил на имя Семён, по звучанию более привычное окружающим.

В переводе с караимского «дуван» означает «правитель». Его предки на протяжении столетий в полной мере оправдывали своё звание. Прадеда несколько раз избирали городским головой Евпатории. Дед возглавлял духовное правление. Авторитетом и примером для Симы всегда был отец – потомственный почётный гражданин Евпатории, купец II гильдии. Почти 40 лет Эзра Дуван состоял гласным (по-современному – депутатом) уездного земского собрания, неоднократно избирался в городскую думу.

В наследство продолжателю рода досталось около трёх тысяч гектаров земли в степной части полуострова. В имении Дувановка (ныне село Лушино Сакского района) находилась ферма по разведению каракульских овец и породистых лошадей. На сельскохозяйственных выставках предприниматель неоднократно получал золотые медали. На заработанные деньги возводилась выгодная недвижимость: паровая мельница, доходный дом, виллы для отдыха у моря.

Сформировал городское пространство

Дувану исполнилось 27 лет, когда его избрали гласным Евпаторийской думы. Очень скоро молодой, да ранний проявил недюжинные организаторские способности: задействовав отцовские связи в верхах, добился для родного города целевого финансирования, «на каковое две трети улиц покрыты великолепными гранитными мостовыми».

В 1906 году Семён Эзрович занял кресло мэра. Его первым шагом на новом поприще стало радикальное решение территориальной проблемы. За символическую цену город получил большой земельный участок, который распланировали и начали продавать под застройку. Элегантные виллы российской буржуазии появлялись одна за другой.

«Благодаря прозорливости, энергии и настойчивости градоначальника на запущенном казённом пустыре между «старым городом» и прибрежными дачами сказочно вырос новый район – миниатюрная копия благоустроенных европейских городов», – отмечал современник.

В знак признательности депутаты решили назвать именем Дувана «сквер и улицу, проходящую от сквера к берегу моря». В ответной речи городской голова подчеркнул: «Имя, данное улице, постараюсь носить с достоинством и приложу все усилия, чтобы город, оказавший мне столь высокую честь, никогда в этом не раскаялся».

Театр и библиотека

Немалые деньги, вырученные от продажи участков, городской голова направил на строительство театра. В 1910 году центральная площадь в «новом городе» украсилась внушительным зданием. Авторы проекта воплотили оригинальный стиль, где черты модерна и классицизма органично формируют ярко выраженные античные образы. Всем своим столичным видом «храм Мельпомены» показывал, что Евпатория уверенно превращается из уездного местечка в фешенебельный курорт. Ещё бы! Сюда приезжали на гастроли лучшие творческие коллективы страны.

Два года спустя в приятном соседстве с театром появился «книжкин дом» уникальной архитектуры. Создание библиотеки было полностью заслугой Дувана: он из собственного кармана, «без какого-либо участия города в затратах», профинансировал строительство и оборудование просветительского центра. Комиссия по народному образованию подготовила список названий полутора тысяч книг, которые предполагалось приобрести для общественных нужд. Благотворитель оплатил покупку и в дополнение подарил ещё 500 томов из личного собрания. Воодушевлённая добрым делом, дума постановила: поместить на фасаде публичной библиотеки надпись «Сооружена на средства Семёна Эзровича Дувана».

Открыватель Керкинитиды

Евпаторию охватил строительный бум, и в процессе земляных работ всё чаще поступала информация о выявленных под спудом руинах и других старинных артефактах. Понимая значимость находок для просвещённой публики, Дуван инициировал финансирование археологических раскопок, привлёк специалистов. Изыскания на месте будущей грязелечебницы у Мойнакского озера обнаружили развалины античных сельскохозяйственных усадеб. Результатом исследований, проведённых в пределах современного города, стали мощные фундаменты крепостных стен, загадочные могилы. В докладах учёных прозвучало мнение, что это зримые остатки Керкинитиды, основанной древними греками: купцами, мореплавателями и земледельцами – в V столетии до новой эры.

В скором времени в помещении библиотеки оборудовали стенды, где были выставлены убедительные свидетельства 25-вековой истории Евпатории. Замечательные предметы со временем перекочевали в краеведческий музей. А нынешняя администрация библиотеки в память о «сеятеле знанья на ниву народную» организовала небольшой, но содержательный музей книги. В экспозиции представлены, в частности, подаренные городу фолианты из личной библиотеки Дувана.

Монаршее благоволение

Информация о бурной деятельности Дувана дошла до самых верхов. Несколько раз его приглашали на аудиенции в императорские имения Ливадия и Царское Село. Пользуясь случаем, Семён Эзрович преподнёс августейшей семье большой фотоальбом с видами Евпатории и прокомментировал сюжеты, особо отметив оздоровительные факторы региона. Результат не заставил себя ждать: «Всероссийское общество для развития и усовершенствования лечебных местностей» признало Евпаторию курортом общегосударственного значения.

А в 1916 году город навестил Николай II с семейством. Первые лица страны побывали в православном соборе, мечети и караимской кенасе. В санатории имени Александры Фёдоровны государь вручил награды выздоравливающим воинам, с удовольствием прогулялся по осенённой цветущими акациями Дувановской улице. Вторую половину дня высокие гости отдыхали на приморской даче Дувана «Мечта» – то есть получили возможность сполна насладиться курортными прелестями Евпатории. Больше всех радовался наследник-цесаревич: играл с каракульскими ягнятами, специально доставленными с фермы, вылепил из песка и камней настоящую крепость на берегу. «Я счастлив посетить Евпаторию», – сказал на прощанье «хозяин земли Русской», крепко пожимая руку городскому голове.

Строительный бум и бурная деятельность Дувана: как Евпатория из уездного местечка превратилась в фешенебельный курорт

Врос корнями

Блестяще организованный визит императора в Евпаторию стал кульминацией деятельности Дувана. Над Россией уже сгущались тучи: бушевала Первая мировая война, революционеры вовсю расшатывали государственный строй. В 1917 году политическая ситуация в стране полностью изменилась. Дуван понимал, что с новой властью ему не по пути. Он сложил с себя все общественные обязанности и вместе с супругой и пятью детьми покинул Родину, уже охваченную пламенем гражданского противостояния. Впереди были 40 лет изгнания и смерть на чужбине.

В своём завещании Семён Эзрович просил при первой возможности перенести его прах из Франции в Евпаторию и похоронить рядом с отцом. Но выполнить волю «неутомимого работника» не удалось: могила во Франции не сохранилась, евпаторийское кладбище разграбили.

Однако несколько лет назад неравнодушные люди восстановили справедливость: поместили в стену Свято-Ильинского храма, в возведении которого принимал участие Семён Дуван, урну с землёй, привезённой с французского погоста, где обрёл последний приют этот удивительный человек. А среди евпаторийцев прочно живёт легенда, что в основание здания театра легли мощные каменные блоки, из которых была сложена дувановская мельница, сожжённая революционно настроенными злоумышленниками...

Иван КОВАЛЕНКО, крымовед

Читайте также: В Крыму до 1 июня будет сформирована программа ремонта придомовых территорий МКД

Источник: Крымская газета

Топ

Лента новостей