От чего зависят цены на проезд, на что жалуются пассажиры общественного транспорта и почему их количество снижается? Ответы на все эти вопросы – в материале «Крымской газеты».
Больше направлений
По словам руководителя ГУП РК «Крымавтотранс» Вячеслава Мартынова, каждый год пассажиропоток снижается примерно на 1,5–2%. По его мнению, это связано с тем, что многие крымчане отказываются от общественного транспорта в пользу личного автомобиля.
– В прошлом году за 11 дней майских каникул у нас приобрели 214 тысяч билетов, в этом году – 208 тысяч, то есть на 6 тысяч меньше, – отметил руководитель предприятия.
И статистика турпотока подтверждает, что за майские праздники 73 процента отдыхающих въехало в Крым на своих автомобилях.
Тем не менее количество рейсов не уменьшилось, а наоборот – увеличилось с 17 тысяч в мае прошлого года до 18 тысяч в мае этого. А ведь это даже ещё не старт сезона.
Остаётся достаточно болевых точек в вопросе перевозок, на которые жалуются в соцсетях пассажиры. Например, алуштинская автостанция давно требует ремонта.
– Мы ещё в 2024 году сделали ямочный ремонт прилегающей к автостанции территории, отремонтировали туалет. Поэтому сказать, что мы о ней забыли, нельзя. В Алуште очень сложная система остекления здания автостанции. Там установлены очень большие стекла, и просто «подлатать» это не получится. Необходимо полностью менять фасадное остекление, а это достаточно затратная история – без поддержки со стороны республиканского бюджета нам не справиться, – рассказал «Крымской газете»
Вячеслав Мартынов.
В три клика!
Но всё же транспортная инфраструктура полуострова постепенно преображается. Так, в этом году идёт масштабная реконструкция ялтинского автовокзала. Напомним, на эти цели по республиканской адресной инвестиционной программе выделено 478 миллионов рублей. А в прошлом году были отремонтированы автостанции в Феодосии и Бахчисарае. Аккурат к майским праздникам «Крымавтотранс» привёл в порядок автостанцию «Курортная», расположенную возле железнодорожного вокзала Симферополя.
– За собственные средства провели ремонт, положили новый асфальт. На некоторых участках нашей платформы были ступеньки – мы их убрали. Теперь там единое пространство на одном уровне, что позволяет комфортно передвигаться маломобильным гражданам. Следующий этап – сделать навесы, чтобы ожидание было комфортным в любую погоду. Каждый месяц приводим что-то в порядок в рамках обычного содержания. А вот в плане капитальных ремонтов поглядим: если сезон будет успешным и хорошо заработаем, обязательно проведём какие-то работы на других автостанциях, – отмечает руководитель «Крым-автотранса».
Напомним, что на автостанциях установлены специальные терминалы, где можно в три клика приобрести билет по цене кассы. Так «Крымавтотранс» пытается побороть очереди, которые пока остаются своеобразной визитной карточкой крымских автостанций, особенно в курортный сезон.
Два тарифа
Боль пассажиров – подорожание билетов на междугородных маршрутах.
– Здесь надо отметить, что «Крымавтотранс» является просто продавцом. Мы цен не устанавливаем. К нам приходит перевозчик и говорит: «Вот билет, продавайте его по такой цене». В рамках нашего договора мы обязаны это сделать. Полномочий устанавливать или регулировать цены у нас нет, – говорит Вячеслав Мартынов.
При этом сегодня существует два вида маршрутов – регулируемые перевозки и нерегулируемые. Как правило, предприятие «Крымтроллейбус» работает на всех регулируемых перевозках. То есть для установления стоимости билетов госпредприятие обращается в Комитет по ценам и тарифам РК, подаёт все необходимые документы, дабы доказать необходимость повышения тарифа. И комитет согласует или отвергает это изменение.
– Многие частные перевозчики смотрят, сколько получает «Крымтроллейбус», и устанавливают плюс-минус такую же цену. Но есть перевозчики, которые устанавливают цены сами – исходя из того, какой вид транспорта они предоставляют, на какое расстояние он двигается, ну и много других собственных факторов. Понятно, что спринтер содержать намного дешевле, чем большой автобус. То есть на одно и то же направление могут быть две совершенно разные цены, которые отличаются почти в два раза. Поэтому не стоит обижаться. Если вы обратите внимание, цены вокруг, в принципе, не стоят на месте и, естественно, вместе с ними повышаются цены и на бензин, и на запчасти, – отмечает эксперт.
В любом случае у пассажира пока есть выбор: приобрести билет по регулируемому или нерегулируемому тарифу.
P. S. Есть работа!
С приходом высокого сезона «Крымавтотранс» зачастую испытывает проблемы с кадрами. Уже сегодня ГУП приглашает на работу с официальным трудо-устройством и соцпакетом.
По словам руководителя ГУП, на предприятии есть специальные сезонные ставки, дабы обслужить возросшее число пассажиров максимальным количеством кассиров, посадчиков и так далее.
– Мы также плотно взаимодействуем с Симферопольским автотранспортным техникумом. Достаточно часто ребята приходят к нам на практику, знакомятся с транспортной отраслью, остаются. Эту работу студент может рассматривать в том числе как летнюю подработку. Штатным расписанием у нас предусмотрено увеличение в сезон на 100 штатных единиц, поэтому у нас широкий спектр вакансий, – уточняет он.
КСТАТИ
Жалобы в соцсетях на то, что Центральная автостанция Симферополя ночью не работает и в непогоду пассажиры были вынуждены ожидать посадки в подземном переходе, были услышаны.
– Автовокзал работал не круглосуточно, но после обращений мы поставили дополнительного сотрудника и стали запускать в зал ожидания, но только людей с билетами, – уточнил гендиректор ГУП РК «Крымавтотранс».
Ольга НАГОРНАЯ.