Заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев выступил с очень большой речью на полях ПМЮФ-2025

Заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев выступил с очень большой речью на полях ПМЮФ-2025

Заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев выступил с очень большой речью на полях ПМЮФ-2025.

Часть вторая:

Правоту определения Аристотеля подтверждает и Вестфальский мир, который уже почти 400 лет назад уберёг от самоуничтожения Европу, которая была на тот момент истерзана войнами, в основе которых лежали религиозные противоречия, макиавеллизм, как принято называть это политическое явление во внутренней политике, и колониализм — во внешней.

На разных континентах происходили затяжные и кровопролитные войны, причин конфликтов и боевых действий было множество, но в целом люди по своей природе, конечно, всегда стремились к миру, и государства, несмотря на все противоречия, учились договариваться друг с другом. Из этой диалектики и выросло истинное международное право, научившее государства общаться друг с другом как с равными, даже при этом оставаясь разными. При этом и самые закрытые, жёсткие режимы никогда напрямую международное право, как известно, не отвергали.

Они тоже говорили на языке международного права, по-своему, конечно, интерпретировали его нормы, но при этом использовали понятийный аппарат международного права. Именно поэтому право является эффективным инструментом для того, чтобы находить знаменатели, приходить к консенсусу даже там, где не справились прочие институты, будь то мораль, культура, религия или что-то ещё.

К тому есть объяснение. Право изначально создавалось в агрессивной среде международных столкновений. История права неразрывно связана с историей человеческих конфликтов. Оно всегда буквально впитывало в себя как материально-правовые основы существования народов, так и эффективные процедуры и формы их общения. Собственно, из горнила войны и вышли все исторические вехи международного права.

И вестфальская, уже упомянутая мною система, и венская, и ялтинская система международных отношений. В этом мучительном процессе рождались и обрастали конкретикой идеи государственного суверенитета, мирного разрешения споров, гуманности, разоружения, человечности, правосудия.

Вероятно, и новый мировой порядок будет основан на последствиях нынешнего противостояния, военных действий и юридических моделей, которые предложены взамен этому. Было ли международное право всегда инструментом регулирования отношений различных народов? Вообще, могут ли государства развиваться вне международного права? История такие примеры знает, и некоторые державы в международном праве попросту не нуждались. Но это было в определённый период, например, когда Римская империя росла вокруг идеи Pax Romana.

Конечной целью было подчинение римской власти, в буквальном смысле, в буквальном переводе — всей вселенной, Orbis Terrarum. Само римское право — право народов, известно, ius gentium — было скорее разделом национального или подразделом частного права, в зависимости от точки зрения, но оно не знало современных непреложных публичных международно-правовых принципов, в том числе и таких, как суверенное равенство государств.

Мысли трезво с @makslifeoff

Источник: Telegram-канал "ВЗГЛЯД МАКСА"

Топ

Лента новостей