В последние годы наблюдается тенденция к более позднему проявлению возрастных заболеваний. Об этом в интервью «Крымской газете» рассказала директор Российского геронтологического научно-клинического центра, профессор Ольга Ткачева.
По словам эксперта, сейчас люди дольше сохраняют активность, а процесс старения замедляется. Современные пожилые отличаются от своих предшественников: они не стремятся просто «доживать», а желают активно жить. Сегодня 70 лет — это новые 50. Путешествия, образование, занятия спортом, новые увлечения, внуки и любовь — старость уже не ассоциируется с завершением, а воспринимается как период зрелости и выбора. В наше время инфаркты лечат, ставят протезы и проводят сложнейшие операции даже людям старше 80 лет.
«Возраст не должен быть барьером. Важно не отказываться от современных технологий только из-за цифр в паспорте. Мы уже видим примеры «зоны пренебрежимого старения» – это когда человек доживает до 110 и не болеет вовсе. Такие примеры – не чудо, а результат грамотного подхода к жизни и здоровью», - подчеркнула профессор.
Удивительно, но скорость старения может закладываться еще в утробе матери. Существует гипотеза фетального программирования: если у матери нарушен кровоток через плаценту или наблюдается дефицит питательных веществ, это может привести к предрасположенности ребенка к более быстрому старению.
Дети с низким весом при рождении чаще сталкиваются с диабетом и метаболическим синдромом в зрелом возрасте. Однако на любом этапе жизни есть возможность изменить ситуацию: скорректировать питание, увеличить физическую активность и отказаться от вредных привычек, подчеркнула Ольга Ткачева.
Что касается мифа о «наследственной старости», то он остается одним из самых стойких. На самом деле, гены влияют лишь на 20–30% исхода, в то время как остальное зависит от наших привычек.