В Крыму стартует крупный геоэкологический и археологический проект, целью которого станет обследование затонувших более ста лет назад судов, потенциально представляющих экологическую угрозу. Об этом на пресс-конференции сообщил старший научный сотрудник Института истории материальной культуры РАН, кандидат исторических наук Виктор Вахонеев.
«Я хочу анонсировать начало очень большого и длительного проекта, который по себе имеет междисциплинарную основу, сочетание археологии, геоэкологии, гидрохимии, других технических дисциплин», — рассказал учёный.
Речь идёт о так называемых Potentially Pollution Wrecks — потенциально опасных кораблекрушениях, которые могут содержать в себе топливо, боеприпасы или иные загрязняющие вещества. Некоторые из них относятся к периоду Первой мировой войны и уже, согласно российскому законодательству, считаются объектами археологического наследия.«Дело в том, что в соответствии с нашим законодательством объект становится объектом археологического наследия, в том случае, если он возрастом не меньше 100 лет. И соответственно всё, что у нас уже старше, находится под водой старше 1925 года, является археологическим наследием», — пояснил Вахонеев.Импульсом к началу проекта стало зафиксированное в последние годы всплытие нефтепродуктов с американского танкера «Мапанк», затонувшего в 1920 году у берегов Болгарии. Он спустя 100 лет начал течь. Дело в том, что коррозия металла под водой не останавливается. И, соответственно, спустя век произошла разгерметизация. По этой причине учёные решили провести мониторинг крымских подводных объектов аналогичного возраста.«Наша задача — промониторить известные и неизвестные кораблекрушения периода XX века, на которых потенциально могут находиться какие-то нефтепродукты. Это могут быть как затонувшие корабли периода войн, в которых в баках могут быть нефтепродукты», - объяснил археолог.Главный фокус исследовательской группы — танкер «Маковей», затонувший в 1915 году в 10–12 км от Севастополя, на глубине чуть более 100 метров. Археологи планируют опустить туда телеуправляемый подводный аппарат, собрать вокруг пробы грунта, и таким образом узнать, протекал ли он. Потому что нефтепродукты могут отложиться в грунте. Так же будет проведена замер толщины металла и оценка опасности судна. Цель — не допустить экологических катастроф, к которым может привести разрушение корпуса судна.«Вода — агрессивная среда, это может случиться, если там что-то есть, через 200–300 лет. Но сегодня, по крайней мере, учёные должны уже составить прогноз, чтобы прогнозировать. Вот здесь археология, она вот выступает не только глядя в прошлое, но и в будущее», - подчеркнул Вахонеев.Проект носит превентивный характер, и его реализация предполагает сотрудничество с экологами и органами власти. В рамках проекта в Минобрнауки уже подана заявка на проведение исследований с использованием судна «Пионер-М», укомплектованного необходимым техническим оборудованием.В приоритетном списке — 10 объектов, включая подводные лодки, затонувшие в 1919 году на рейде Севастополя.
«Возможно, там в отсеках, в баках может сохраняться следы топлива. Пока мы не знаем, не планируем, как откачивать, если что-то есть. Будем надеяться, что там ничего нет, всё пусто. Но наша задача — определить: есть, нет. А из этого уже принимать в дальнейшем решение», - рассказал научный сотрудник.Одной из целей на 2025 год также станет постановка этих объектов на государственный учёт как памятников археологического наследия.На других акваториях пока работы приостановлены — часть сотрудников работает в экспедициях в Балтике, в Крыму усилия сосредоточены на наземных исследованиях.