Россия обсуждает новые возможные направления авиаперевозок и участие в них как российских, так и иностранных компаний. О том, с какими странами идут переговоры, а также о развитии морских портов, новых поездах на юг этим летом и возможности использования беспилотных составов на ВСМ рассказал министр транспорта России Роман Старовойт гендиректору ТАСС Андрею Кондрашову в преддверии Петербургского международного экономического форума.
— Роман Владимирович, мы встречаемся с вами в преддверии ПМЭФ, какие планы у министерства на форум?
— Ожидаем встречи с представителями регионов, крупных компаний и иностранными партнерами. Прежде всего работаем с регионами. Готовы подписать соглашение со Ставропольским и Хабаровским краем, Северной Осетией по организации пунктов пропуска через границу. Кроме того, для нас знаковым событием будет тема высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ), готовим площадку для панельной дискуссии по ней. Большой интерес у наших зарубежных коллег — дружественные страны, СНГ, заинтересованы в изучении наших подходов. Площадка форума — прекрасное место для обсуждения текущих моментов по проекту. Это и своевременное финансирование, исполнение финансовой модели, технические вопросы с производителями компонентов, подвижного состава, сам ход строительства.
— Мы уже почти привыкли к ситуации, когда до Москвы и Петербурга из-за рубежа можно добраться только очень криво, с пересадкой, а то и двумя. Добавляются ли у нас в авиасообщении какие-то направления, куда мы сможем добраться напрямую?
— Недружественные страны пытались и до сих пор не оставляют попытки полностью остановить авиасообщение — не только международное, но и в целом нашей страны. Мы знаем, что введены незаконные ограничения в части поставки запасных деталей, проведения регламентных работ. Они пытались сорвать это.
Но сегодня наши авиакомпании и в целом рынок приспособились к текущей ситуации. Все регламентные работы наших воздушных судов проводятся точно в срок
Мы через дружественные страны и другими путями производим регламентную замену необходимых запасных частей и агрегатов наших судов. В прошлом году пассажиропоток вырос: мы перевезли 111,7 млн пассажиров, это примерно на 6% больше, чем в 2023 году.
— А в этом?
— По пяти месяцам мы идем на уровне прошлого года, уровень авиационной мобильности сохраняется. Причем более 75% пассажиров путешествуют по территории нашей страны. Но и "зарубеж" у нас не закрыт, наши авиакомпании совершают полеты в 37 стран, и мы постоянно ведем переговоры о расширении полетной программы.
— В 37 стран без пересадок?
— Да, это прямое авиасообщение. Мы ведем переговоры с теми, кто хотел бы расширить полетную программу либо "появиться на наших радарах" вновь. Активно работаем над открытием новых международных маршрутов для российских авиакомпаний и привлечением иностранных перевозчиков в Россию. С Минэкономразвития разрабатываем туристические пакеты для расширения географии полетов. Рассматриваем возможность расширения связей с регионами Азии, Ближнего Востока, Африки, Латинской Америки.
Например, ведем переговоры с Саудовской Аравией. Идет работа по запуску сообщения с авиавластями Малайзии и компанией "Ред Вингс", которая уже получила допуск для полетов из Москвы в Лангкави три раза в неделю. Ожидаем получение компанией необходимых разрешений от властей Малайзии, при этом запуск рейсов будет зависеть от устойчивого туристического спроса.
По имеющимся сообщениям ведем переговоры о расширении. Прорабатываем возможность расширения полетной программы с Китаем, Вьетнамом и Таиландом на перспективу. Расширение географии доступных азиатских направлений остается нашей приоритетной задачей. Думаем, что с учетом текущей динамики в этом году достигнем порядка 110 млн пассажиров. Либо останемся на уровне прошлого года, либо небольшой рост.
— Очень часто из-за действий преступного киевского режима мы слышим, что тот или иной аэропорт временно закрывается для обеспечения безопасности. Как вы справляетесь в этот момент с разведением рейсов?
— Это сложная технологическая работа, не видная глазу обывателя, но она выполняется профессионалами. Помните, в 2010–2011 годах в Москве был ледяной дождь? Тогда были отработаны многие регламенты и технологии, и это нам очень помогло 6–8 мая, когда беспрецедентное количество беспилотников летело на территорию РФ. С 6 по 8 мая в Московском авиаузле и Жуковском 53 раза вводились ограничения на использование воздушного пространства. Внуково было закрыто на 13 часов, Шереметьево — на 7 часов, Домодедово — на 17 часов.
Конечно, было очень сложно развести эти потоки. Но главное, что в этот сложнейший период мы не допустили аварий, пассажиры все были живы и здоровы. Конечно, случались инциденты, в режиме оперштаба решали вопросы с авиакомпаниями, руководством аэропортов. Это было в преддверии великого праздника Победы — очевидно, враги ставили задачу испортить нам праздник. Тем более что в Москву в эти дни по приглашению нашего президента летели руководители дружественных стран, делегаций, представительств. Наверное, была цель испортить праздник и не допустить прибытия такого большого числа гостей.
Мы справились с этой сложной технологической задачей. Хочу поблагодарить пилотов, бортпроводников, руководителей авиакомпаний. К 8 мая мы вернулись в расписание и сегодня в таком режиме работаем. Сложно, но прошли этот период. Продолжаем ежедневно мониторить ситуацию и готовы оперативно рассматривать дополнительные решения для бесперебойного и комфортного проезда граждан.
Куда летом поедут россияне
— То есть к горячему летнему сезону готовы?
— По авиатранспорту на май — сентябрь на туристических направлениях выставлена кресельная емкость 34,2 млн мест — на 960 тыс. больше, чем за аналогичный период 2024 года. Особое внимание уделено росту на ключевых направлениях: Москва, Петербург, Байкал, Алтай, Золотое кольцо, Сибирь, Камчатка, Казань, Дальний Восток, Сахалин, Мурманск, Урал и Калининград. Это позволит существенно расширить возможности для путешествий и удовлетворить растущий спрос.
Что касается железной дороги, на пиковые перевозки к Черному морю, Минводам и Крыму запланировано курсирование 170 пар пассажирских поездов. Из них 102 были введены дополнительно на лето
Перевозчики назначают новые поезда, а на действующих переходят на двухэтажные вагоны. В этом сезоне планируем перевезти 12,4 млн пассажиров по основным курортным направлениям. Провозные способности обеспечим. Конечно, с учетом высокого спроса в направлении юга о покупке билетов лучше позаботиться заранее.
Что будет с портами и появится ли на СМП подводные газовозы
— Еще одна огромная сфера ваших забот — это морские порты. Грузооборот морских портов как минимум стоит на месте, а то и падает. Надо ли развиваться в эту сторону?
— Да, сегодня мы видим снижение грузооборота по железной дороге и у морских портов. Но это абсолютно оправданно. Сегодня экономический блок правительства, мы все решаем задачу по управляемому охлаждению экономики. Мы боремся с инфляцией, и катализатором, конечно, является транспорт: если идет охлаждение экономики, то снижается грузооборот. Но он не катастрофический. Мы видим, что снижение на экспортных направлениях не такое большое, как внутри. Значит, инфраструктура востребована. В первую очередь это Восточный полигон, порты Дальнего Востока. В конце прошлого года мы видели проблему с тем, что контейнеры невозможно было везти в нашу страну. Сегодня со стивидорами, железнодорожниками, владельцами портовой инфраструктуры решаем эти вопросы технологически.
В 2024 году грузооборот морских портов снизился на 2,4%, до 863,8 млн т. Упали объемы по углю и нефтепродуктам, но растет перевалка руды, зерна, удобрений, грузов в контейнерах. Падение грузооборота связано с изменением стоимости угля в мире, запретом на экспорт из России ряда видов нефтепродуктов, также нельзя исключать и санкционное давление. Сейчас мы видим падение по железной дороге где-то на 9%. По портовой инфраструктуре примерно такая же история. Но инвестпроекты по наращиванию портовой инфраструктуры не останавливаются. Прогнозы у нас утешительные, мы видим колоссальную востребованность производящейся в РФ продукции.
— И создание новых портов намечено?
— Конечно. Это и Северо-Запад, мурманское направление, Дальний Восток. В 2024 году прирост мощностей портов составил почти 33 млн т. Мы ждем, что в 2025 году мощность портов на Северо-Западе вырастет на 19 млн т, на Азово-Черноморском направлении — на 1,4 млн т, на Восточном — на 7 млн т. В 2026 году запланирован прирост мощности на 60,5 млн т, в том числе в Усть-Луге, Высоцке, Владивостоке, Ванино, Новороссийске, Темрюке.
Особое внимание уделяем международным транспортным коридорам. Северный морской путь (СМП) — уже Трансарктический транспортный коридор: Санкт-Петербург — Мурманск — Владивосток. Расширяется граница, потому что у наших партнеров — дружественных стран — колоссальный интерес. Они хотят принимать участие в реализации этого проекта. Здесь потребуются колоссальные инфраструктурные инвестиции. С нашей стороны они осуществляются: это создание портовой инфраструктуры, строительство и поставка спецфлота, спасательного инженерного флота.
— Как вы видите развитие Севморпути в ближайшие годы?
— Интерес большой. Это существенная экономия времени по сравнению с Суэцким каналом, поэтому дружественные страны заинтересованы в создании инфраструктуры. Мы осуществляем пробные проводки для наших зарубежных коллег и видим экономические эффекты. Конечно, сложности есть. Это и создание ледокольного флота, способного разрушать льды до 4 м, — в ближайшее время такой ледокол должен будет выйти на линии. Это создание инфраструктуры навигации на Севморпути, обучение кадров. Знаменитая Макаровка в Петербурге готовит капитанов атомных ледоколов. Это очень востребованная профессия, и ребятам преподают все новинки в технологии, навигации, в том числе беспилотное движение.
— То есть на Северном морском пути будут и беспилотные корабли?
— Мы даже обсуждаем подводные газовозы, которые будут работать на этом маршруте. Есть и такие предложения. Такой проект разрабатывает Курчатовский институт, и вполне возможно, что скоро они появятся на линиях.
— А по итогам года объем количества грузов по Северному морскому пути уже можно сосчитать?
— По данным на начало июня, перевезено 13,4 млн т грузов. Сейчас работают 12 ледоколов, включая 8 атомных, построили 2 буксирно-спасательных судна ледового класса, 12 судов техфлота. Объем перевозок грузов в акватории Севморпути в 2024 году составил 37,9 млн т, в том числе транзитных — 3,1 млн т. В 2030 году планируем увеличить портовую мощность Арктического бассейна более чем на 34 млн т.
Беспилотный поезд на ВСМ: реальность завтрашнего дня
— Еще один очень интересный проект — это ВСМ Москва — Петербург, повторяющая судьбу нашей исторической первой железной дороги. Как там идут дела?
— Для нашей страны — это, безусловно, точка роста. Мы занимаемся не просто строительством новой ж/д ветки, это абсолютно новая технология для нас. Скорости 400 км/ч требуют от строителей как самого полотна, так и от создателей подвижного состава, совершенно других решений.
Проектируем и создаем проект полностью на базе отечественных разработок, более 100 поставщиков. Ничего импортного не предполагаем использовать
— Никакой зависимости от Siemens, которая у нас наблюдалась еще пять лет назад?
— Да, это сложно, но мы будем абсолютно независимы. Работаем в дружной команде по поручению правительства, на площадке Минтранса создан проектный офис, ежедневно решаем массу вопросов. Параллельно идет проектирование и подготовка. Трасса разделена на семь участков, на шестом и седьмом — главные участки от Москвы до Твери — сегодня идут подготовительные работы. Почти полторы тысячи человек находятся в поле, более 250 единиц строительной техники ведут подготовку. После получения положительного заключения Главгосэкспертизы полномасштабно развернем строительные работы и увеличим число сотрудников.
Сроки очень сжаты, проект должен быть реализован до 2028 года. В 2026 году мы должны будем завершить строительство нового завода, где будут производиться поезда. А в 2027 году — выпустить два поезда для тестовых испытаний на участке Москва — Тверь более 100 км, чтобы обкатать технические решения и сертифицировать подвижной состав для дальнейшей эксплуатации. На ней состав будет испытываться на скорости выше 250 км/ч. Обсуждается проект дизайна.
— Кроме завода, который будет производить весь подвижной состав, какие еще производства возникнут в соответствии с требованиями проекта?
— Это очень сложная техническая задача: очень высокие требования к составу, к материалам. Даже рельсы будут особенные. Материалы внешней обшивки поезда, внутренней отделки, энергоснабжение, электроника, органы управления — это тоже отечественное производство.
— Обсуждается ли перспектива появления на ВСМ беспилотных поездов?
— Безусловно. Сегодня РЖД активно используют этот опыт, и, конечно, мы смотрим в это завтра. Очевидно, уровень беспилотного движения должен быть введен поэтапно, но, безусловно, мы это закладываем в наш проект.
— Где беспилотники не завтра, а уже сегодня, — так это на дорогах. Какие дороги вы можете назвать в числе успешного использования беспилотного транспорта?
— Сегодня у нас на дорогах порядка 100 грузовиков с той или иной степенью автономности. В первую очередь это трасса М-11, беспилотники допущены на ЦКАД, планируется запуск на М-12 в 2026 году. Несколько компаний — "Яндекс", Сбер, Wildberries — анализируют и используют эти технологии. Мы стремимся к уровню автономности, когда человека нет в кабине.
Беспилотные грузовики могут двигаться в среднем на 11% быстрее, чем обычные, до 90 км/ч, позволяют снизить расходы на топливо и комплектующие на 10–14% на маршрутах более тысячи километров, снизить износ комплектующих на 5%, перераспределить около 30% водителей на другие направления. У нас два парома используют беспилотную технологию. Трамваи в Москве и Санкт-Петербурге используют ее в качестве пилота, и совсем скоро это будет масштабироваться.
— В этом году системе "ЭРА-ГЛОНАСС" исполняется 10 лет. Как бы вы оценили эти годы и что ее ждет дальше?
— Это уникальная технология. Россия является лидером в мире по ее внедрению. Она позволяет сохранять тысячи жизней, сегодня к ней подключено более 12 млн автомобилей, и каждый год мы прирастаем на миллион. Она позволяет в режиме реального времени реагировать на нештатные ситуации на дороге, и система передала в службы спасения уже почти полмиллиона аварийных вызовов.
Конечно, она обновляется и будет развиваться. Мы в пилотном режиме используем ее для идентификации гражданских беспилотников в сельском хозяйстве, доставке грузов. Идентификация откроет небо гражданской беспилотной авиации. Сейчас тестируем такую возможность, которая уже в этом году позволит снимать региональные запреты.
К системе подключаются все беспилотные грузовики на М-11 и ЦКАД. Для безопасности движения необходима функция передачи общих команд всем операторам, чтобы, например, вовремя увести грузовики с трассы при аварии или других ограничениях. Далее будем тестировать выявление кибератак на системы автомобилей.
Льготникам будет проще
— Вопрос о льготных поездках. Будут ли какие-то нововведения в этой части?
— Одна из ключевых задач — перевод покупки льготных билетов в электронный формат. Это особенно важно для многодетных, военных. Сейчас для покупки билета в большинстве случаев нужно обратиться к перевозчику и предъявить документ о праве на льготу. В зоне нашего особого внимания участники СВО и их родственники. Бывает, что военнослужащие проходят реабилитацию в одном месте, а их воинская часть находится в другом. Чтобы взять справку для льготного проезда, нужно ехать в другой город. Мы с Минобороны проанализировали эту ситуацию.
Я убежден, что до конца года мы предложим и внедрим бесплатный сервис дистанционного оформления проездных документов для этой категории граждан — участники специальной военной операции и их родные
В рамках эксперимента планируем предоставить возможность покупки субсидированных авиабилетов и льготных ж/д билетов через интернет. С Минобороны разрабатываем систему, упрощающую оформление билетов для определенных групп граждан. При покупке билета через сайт или приложение перевозчика пользователи смогут указывать свою льготную категорию, а информация автоматически будет проверяться.