Сдерживание цен на топливо, газификация районов Крыма и сложности подключения абонентов к электросетям: интервью с министром топлива и энергетики РК

Сдерживание цен на топливо, газификация районов Крыма и сложности подключения абонентов к электросетям: интервью с министром топлива и энергетики РК

О формировании стоимости топлива, газификации населённых пунктов и перспективах развития возобновляемых источников энергии «Крымской газете» рассказал министр топлива и энергетики Республики Крым Владимир Воронкин.

ПОЧЕМУ БЕНЗИН СТОЛЬКО СТОИТ?

– Как происходит ценообразование топлива в республике? Чем отличаются от материковой России цены?

– В целом стоимость топлива во всех регионах Российской Федерации формируется, исходя из текущей биржевой стоимости, стоимости доставки, затрат на обслуживание заправочных станций и иных дополнительных расходов. Стоимость доставки топлива варьируется в зависимости от удалённости производственных мощностей нефтеперерабатывающих заводов до предприятий-заявителей (от полутора до двух с половиной тысяч километров). Анализ биржевой стоимости ведётся министерством ежедневно. К сожалению, сегодня наблюдается рост оптовой стоимости
топлива на бирже по сравнению со стоимостью на прошлой неделе (каждый день на 2–4 процента).

Еженедельно принимаем участие в заседании штаба по топливообеспечению субъектов Российской Федерации, на котором присутствуют представители Министерства энергетики Российской Федерации, биржи и производителей нефтепродуктов, иных ведомств. Вопрос о необходимости сдерживания оптовой стоимости на бирже мы постоянно поднимаем. Благодаря поддержке руководства Респуб-лики Крым удаётся сдержать рост стоимости топлива на полуострове.

Если сравнивать с материковой частью – Краснодаром, Ростовом и Темрюком как самой близкой к Крыму точкой, то в Темрюке мы уже видим рост стоимости за последнюю неделю на 40 копеек на 92-й и 58 копеек на 95-й бензин.

– Какие меры принимаются для сдерживания?

– Мера сдерживания у нас одна – прямой диалог, поскольку это коммерческие структуры, которые работают на свободном рынке. Каждый ставит свою стоимость, как считает нужным. Существуют правила рынка, но на сегодня предпосылок для значительного увеличения розничной стоимости топлива нет.

Розничная стоимость топлива зависит от роста цен на бирже. Так, если посмотреть, 92-й бензин в марте стоил 51 тысячу рублей за тонну, а сейчас уже 62,5 тысячи. То есть за три месяца тонна 92-го подорожала на 11 тысяч рублей – значительная цифра. Такая же ситуация с 95-м бензином: в марте он стоил 55 тысяч рублей, сейчас – 65 тысяч. Будем надеяться, что удастся удержать наших трейдеров от значительного повышения цен.

ОТ ПЛАНОВ – К РЕАЛИЗАЦИИ

– Теперь основной вопрос о газификации районов Крыма, населённых пунктов. Что было сделано за 11 лет?

– С 2014 года газифицировано более 100 населённых пунктов. Всего в республике 1 019 населённых пунктов, и сейчас негазифицированными остаются 473. В 2014 году таких было около 600.

Газификация выполняется за счёт бюджета Республики Крым, федерального бюджета и внебюджетных источников – как федеральных субсидий, так и собственных средств предприятий.

Для поддержания темпов газификации необходимо не только строить газопроводы, но и реконструировать существующие, а также сооружать новые газорас-пределительные станции. В Евпатории, например, выполнена реконструкция газораспределительной станции, на территории городского округа Ялта построили новую ГРС «Весёлое», от которой проложен и введён в эксплуатацию газопровод в направлении пгт Кореиза. Сейчас строим газопровод от ГРС «Весёлое» в сторону пгт Фороса. Данные газопроводы в перспективе позволят газифицировать 12 населённых пунктов городского округа.

– И когда строительство будет завершено?

– Уже завершено строительство первого газопровода (в направлении Кореиза), сейчас ведутся работы по изысканию средств для проектирования распределительных сетей.

Что касается второго направления (газопровода в сторону Фороса, который в перспективе
обеспечит газом восемь населённых пунктов), то сейчас ведутся строительно-монтажные работы. Ввод в эксплуатацию запланирован в 2026 году.

– Какие районы сейчас в приоритете?

– Для республики сейчас основная задача – газифицировать районы с наименьшим уровнем газификации. Это Белогорский, Нижнегорский, Первомайский и Советский районы. Самый низкий показатель в Белогорском районе – всего 4,5%.

На данный момент по Белогорскому району ведётся проектирование двух объектов: с. Белая Скала – с. Вишенное и с. Новоклёново – с. Александровка. К сёлам Белая Скала и Вишенное уже построен межпоселковый газопровод, то есть существует источник газоснабжения.

Для сёл Новоклёново и Александровка проект выполняется комплексно – межпоселковый газопровод вместе с распределительными сетями.

По финансированию будем изыскивать средства после получения положительного заключения экспертизы, когда станет понятно, сколько потребуется для строительства.

По Первомайскому, Нижнегорскому и Советскому районам имеется разработанная проектная документация, финансирование частично выделено, продолжаем строительство объектов в этих районах.

ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ И ЭЛЕКТРОСЕТИ

– А как обстоит ситуация с электрификацией?

– У нас нет неэлектрифицированных населённых пунктов, везде есть электричество. Существует потребность в увеличении мощности сетей для реализации строительных проектов, поэтому необходимо дополнительно строить подстанции. В этом году завершено строительство и происходит ввод в эксплуатацию подстанции «Юнга» в Коктебеле, что даёт перспективу дополнительного развития жилого массива, а также реализацию инвестиционных проектов. В Симферополе в прошлом году ввели в эксплуатацию подстанцию «Фотон», в позапрошлом – подстанцию «Северную», идёт реконструкция подстанции «Юго-Западной». Эта работа ведётся постоянно.

– Вопрос, который с 2019 года находится в подвешенном состоянии: что с электрификацией Крымской железной дороги?

– Крымская железная дорога частично электрифицирована до Джанкоя. От Джанкоя до Керчи тоже есть частичная электрификация. На сегодняшний день для того, чтобы электрифицировать железную дорогу, необходимо выстроить инфраструктуру. Сейчас строительство одной подстанции классом напряжения 110 кВ для республики обходится примерно в 2,5 млрд рублей. За какой период железная дорога окупит такой объём вложений? Здесь имеется грань: с одной стороны, электрификация железной дороги желательна, но с другой – экономически неэффективна в короткой перспективе.

– Если говорить о планировании электрификации, какие сложности существуют с точки зрения законодательства?

– Есть законодательство, в соответствии с которым подключают новых абонентов. Мы можем предусмотреть наши нагрузки, но не можем спланировать финансирование, так как у нас нет заявок на технологическое присоединение от перспективных потребителей. У нас есть запертые подстанции, которые заложены в СИПР, но это плановые работы.

СИПР – это схема и программа развития электроэнергетики. Она планируется на пять лет вперёд и ежегодно обновляется. Например, у нас есть станция на 35 кВ, для которой нужно запланировать реконструкцию с повышением класса до 110 кВ. Необходимость возникает, когда существующий потребитель вчера использовал 5 кВт, а сегодня купил кондиционер, электромобиль и ему нужно уже 15 кВт, потом 25 и так далее.

Потребности растут, а существующая сетевая система не всегда может это обеспечить. Есть плановое развитие, предусмотренное в СИПР и инвестиционной программе ГУП РК «Крым-энерго», а есть перспективное развитие – реализация инвестиционных проектов. Мы видим инвесторов, готовых в будущем реализовать проекты в регионе, но сегодня у них нет полученных технических условий, заключённого договора, в связи с чем со стороны ГУП РК «Крымэнерго», в свою очередь, отсутствует понимание необходимого объёма средств.

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ

– А возобновляемые источники электроэнергии насколько актуальны?

– Возобновляемые источники электроэнергии активно используются. У нас есть как солнечная генерация, так и ветрогенерация. Ветрогенерация, к сожалению, не покрывает требуемый объём.

Объём потребления сегодня среднесуточно вместе с Севастополем составляет 1100–1200 мВт. Ветрогенерация даёт лишь 2–3 мВт в сутки при нормальных погодных условиях. Ветрогенерация имеет свои ограничения: при недостаточном ветре лопасти не крутятся, а при слишком сильном – блокируются.

В основном у нас солнечная генерация, она работает хорошо. Сегодня солнечная электроэнергия составила 218 мВт – при хорошей погоде солнечные станции выдают в сеть значительный объём. Даже в зимний период это 50–60 мВт, тоже очень хороший показатель.

Сейчас прорабатывается вопрос развития альтернативных источников электрогенерации, рассматриваются варианты по расширению площадей для солнечной генерации, но для этого необходимо финансирование. Нужно искать дополнительные источники, так как это довольно дорогостоящие проекты.

– А где находятся ветрогенераторы?

– Ветрогенераторы размещены на Керченском полуострове, в Черноморском и Сакском районах – степных регионах, где преобладают ветра. Мы рассчитывали модель с привлечением специалистов. В Черноморском и Раздольненском районах хорошая роза ветров, но слишком большие потоки. Установить генераторы можно, но они будут работать минимальное время.

В Ленинском районе, наоборот, роза ветров не такая обширная, но там стабильный поток – либо с Азова в сторону Чёрного моря, либо наоборот.

ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ

– Отметьте главное достижение министерства с 2014 года, помимо успехов в газификации.

– Министерство наладило эффективное взаимодействие со всеми профильными предприятиями. Мы регулярно проводим совещания для решения текущих проблем, чтобы двигаться вперёд без потерь в производстве. Также ведётся постоянная работа по адаптации нормативно-правовой базы к меняющимся условиям.

Например, программа социальной газификации. Официально она появилась в 2021 году по поручению президента, но Крым ещё с 2017 года первым среди регионов принял решение о проектировании новых объектов распределительных сетей с отводами до границ земельных участков за счёт бюджета, чтобы жители не платили за это.

В 2017 году технологическое присоединение стоило людям около 40 тысяч рублей. Мы доложили об этом руководству рес-публики, в результате чего было принято решение о целесообразности выполнения этих работ за счёт бюджета. Для бюджета эти затраты значительно ниже в пересчёте на одного потребителя.

Мы стремимся обеспечить энергетическую безопасность и независимость полуострова, как используя традиционные источники энергии, так и активно развивая альтернативные. Наша цель – стабильное энергоснабжение всех населённых пунктов республики и создание инфраструктуры для дальнейшего развития региона.

Олег АНФАЙЛОВ

Источник: Крымская газета

Это интересно

Топ

Лента новостей