Свобода или мимолётный контент: как интернет изменил мир поэзии

Ещё недавно поэтам нужно было пройти долгий путь от рукописи до издательства. Теперь достаточно нажать кнопку «Опубликовать», чтобы текст увидели тысячи. Но что это меняет? Интернет дал поэзии свободу или сделал её мимолётным контентом? Об этом «Крымская газета» спросила у самих поэтов.

Внимание как валюта

Ника Батхен, поэтесса, Москва:

– Нажатие на кнопочку не гарантирует, что текст прочитают хотя бы сто человек. Если поэт не раскручен, у него нет стабильной аудитории, вероятность, что стихотворение «взлетит», близка к нулю. Нужно или годами набирать своих читателей, или вкладывать большие деньги в рекламу и продвижение текстов, искать раскрученные поэтические группы и ждать, пока стихи
опубликуют, платить за публикацию. Увы, это обратная сторона свободы – пресыщенность аудитории. Чтобы текст был замечен, ему нужно найти свою целевую аудиторию, людей, которые заинтересованы в стихах конкретной стилистики, конкретной тематики или конкретного автора. Скажем, в группу «про котиков» регулярно постят стихи о пушистых любимцах, но один текст соберёт 50 лайков, а другой – 500 и 20 репостов, потому что привлёк внимание жизненностью истории и попаданием в болевые точки. Но если автор «про котиков» вдруг начнёт писать о проблемах Байкало-Амурской магистрали, он быстро растеряет аудиторию и останется на бобах. В Интернете царит дикий капитализм, внимание читателей нужно сперва завоевать, а потом постоянно поддерживать – и не только стихами, но и клипами, открытками, видеороликами, интервью, интерактивами, вовлекающими читателей в процесс творчества. Так что, на мой взгляд, поэтам стало труднее пробиться к славе.

Хорошо писать – недостаточно

Вероника Гафарова, поэтесса, Симферополь:

– Очень глубокий и неоднозначный вопрос. Как по мне, Интернет часто справедлив, и большой отклик там часто получают достойные тексты. Но многие достойные, безусловно, остаются в тени. Тогда как «ширпотреб» в красивой маркетинговой обложке часто получает неадекватное число лайков. Самопродвижение в любое время – процесс весьма непростой. Эпоха Интернета создаёт большую конкуренцию и вынуждает творцов быть не только хорошими авторами, но ещё и блогерами, сторитейлерами, контент-менеджерами и т. д. В наше время, чтобы быть услышанным, недостаточно просто хорошо владеть словом. Нужно уметь создавать и продвигать целый медийный образ и личный бренд.

Дополнительная возможность

Михаил Гладчук, поэт, Евпатория:

– На самом деле не всё так просто. Даже если нажмёшь кнопку «Опубликовать», далеко не факт, что твой текст увидят тысячи читателей, потому что для большого охвата нужны крупные сообщества, журналы или другие средства массовой коммуникации. Интернет не даёт возможности моментально стать известным, он только даёт трибуну для альтернативного мнения, для «андеграундной» поэзии и чего-то неформатного. Интернет дал дополнительную возможность для того, чтобы хорошие стихи обрели популярность и востребованность. Но иногда у начинающих поэтов нет представления, как себя продвигать, поэтому многие достойные произведения пылятся «в столе».

В историю войдут единицы

Стефания Данилова, поэтесса, Москва:

– Это дало не только свободу, но и вольность, халатность, халтурность подхода к такому сакральному, как поэзия. Такие авторы были во все времена, однако неслучайно в учебники и в классики попадали конкретные люди. Стоит воспринимать Интернет как коммуникативную площадку, не путая с «один клик – и ты поэт». Это так не работает. Если поэзия приравнена к сакральному, вспомним о том, что за любые откровения была расплата. И дело тут не в деньгах. Дар давали и дар забирали. Радует, что и к достойным авторам путь стал чуть ближе благодаря Сети. Если эти авторы, конечно, станут выкладывать свои стихи в Сеть. Я открыла для себя очарование в коллекционировании рукописей поэтов, которые принципиально в Сеть идти не хотят.

Дмитрий ПОЛУЭКТОВ

Источник: Крымская газета

Это интересно

Топ

Лента новостей