Потребители нередко сталкиваются с фактами некачественного оказания услуг при ремонте автотранспорта в автосервисах.
В отношении услуг по ремонту и обслуживанию автомобилей действуют Правила оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.04.2001 N 290 и Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей».
Чтобы избежать неприятностей, выбирайте автосервис правильно. В первую очередь, перед входом в автосервис (далее – исполнитель) потребителям необходимо ознакомиться с информацией на вывеске данной организации, где должно быть указано: фирменное наименование организации, местонахождение (юридический адрес) (для индивидуальных предпринимателей – информация о государственной регистрации с указанием наименования зарегистрировавшего его органа), режим работы.
Далее, пройдя в помещение, где производится прием заказов, до заключения договора потребителям необходимо ознакомиться с размещенной (в удобном для обозрения месте) информацией об оказываемых услугах (выполняемых работах), а именно:
- C перечнем оказываемых услуг (выполняемых работ) и формами их оказания;
- C наименованием стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать оказываемые услуги (выполняемые работы);
- Cо сведениями об обязательном подтверждении соответствия оказываемых услуг (выполняемых работ) установленным требованиям, в случае если такие услуги (работы) подлежат обязательному подтверждению соответствия (номер и срок действия документа, подтверждающего соответствие, орган, его выдавший);
- C ценами на оказываемые услуги (выполняемые работы), а также ценами на используемые при этом запасные части и материалы и сведениями о порядке и формах оплаты;
- C гарантийными сроками, если они установлены;
- Cо сведениями о сроках выполнения заказов;
- C информацией о сотруднике, который будет оказывать услугу (выполнять работу), если это имеет значение исходя из характера услуги (работы).
После чего, если потребителем принимается решение о ремонте (обслуживании) личного автомобиля в данном автосервисе, и данные услуги (работы) соответствуют характеру деятельности автосервиса, исполнитель обязан заключить с потребителем договор в письменной форме (оформить заказ-наряд, квитанцию, либо иной документ), где должны быть указаны:
- Фирменное наименование и место нахождение (юридический адрес) организации - исполнителя (для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации);
- Фамилия, имя, отчество, телефон и адрес потребителя;
- Дата приема заказа, сроки его исполнения. В случае если оказание услуг (выполнение работ) осуществляется по частям в течение срока действия договора, в договоре должны быть соответственно предусмотрены сроки (периоды) оказания таких услуг (выполнения таких работ). По соглашению сторон в договоре могут быть также предусмотрены промежуточные сроки завершения отдельных этапов оказания услуг (выполнения работ);
- Цена оказываемой услуги (выполняемой работы), а также порядок ее оплаты;
- Марка, модель автомототранспортного средства, государственный номерной знак, номера основных агрегатов;
- Цена автомототранспортного средства, определяемая по соглашению сторон;
- Перечень оказываемых услуг (выполняемых работ), перечень запасных частей и материалов, предоставленных исполнителем, их стоимость и количество;
- Перечень запасных частей и материалов, предоставленных потребителем, с указанием информации об обязательном подтверждении их соответствия обязательным требованиям, если федеральными законами или в установленном в соответствии с ними порядке, в частности стандартами, такие требования установлены;
- Гарантийные сроки на результаты работы, если они установлены;
- Должность, фамилия, имя, отчество лица, принимающего заказ (оформляющего договор), его подпись, а также подпись потребителя.
В случае, если для выполнения работ потребитель оставляет транспортное средство для оказания услуг (выполнения работ), то исполнитель обязан одновременно с договором составить приемосдаточный акт, в котором указываются комплектность транспорта и видимые наружные повреждения и дефекты, сведения о предоставлении потребителем запасных частей и материалов с указанием их точного наименования, описания и цены. Данный акт подписывается ответственным лицом исполнителя и потребителем и заверяется печатью исполнителя.
Вторые экземпляры договора и приемосдаточного акта выдаются потребителю.
В любое время потребитель вправе проверять ход и качество выполнения работ. При этом исполнитель обязан обеспечить возможность нахождения потребителя в производственных помещениях с учетом соблюдения технологического режима работы, правил техники безопасности, противопожарной безопасности и производственной санитарии.
Далее, перед выдачей исполнителем транспортного средства потребителю необходимо проверить его комплектность и технической состояние, а также объем и качество оказанных услуг (выполненных работ).
При этом необходимо знать, что исполнитель не вправе без согласия потребителя оказывать дополнительные услуги (выполнять работы) за плату, а также обусловливать оказание одних услуг (выполнение работ) обязательным исполнением других. Потребитель в данной ситуации вправе отказаться от оплаты оказанных без его согласия услуг (выполненных работ), а если они уже оплачены, - потребовать возврата уплаченных за них сумм.
Выдача автотранспортного средства потребителю производится после контроля исполнителем полноты и качества оказанной услуги (выполненной работы), комплектности и сохранности товарного вида автомототранспортного средства.
Впоследствии, в случае обнаружения недостатков оказанной услуги (выполненной работы) потребитель вправе по своему выбору потребовать от исполнителя:
- Безвозмездного устранения недостатков;
- Соответствующего уменьшения установленной за работу цены;
- Безвозмездного повторного выполнения работы;
- Возмещения понесенных им расходов по исправлению недостатков своими силами или третьими лицами.
Требования, связанные с недостатками оказанной услуги (выполненной работы), могут быть предъявлены при принятии оказанной услуги (выполненной работы), в ходе оказания услуги (выполнения работы) либо, если невозможно обнаружить недостатки при принятии оказанной услуги (выполненной работы), в течение гарантийного срока, а при его отсутствии - в разумный срок, в пределах 2 лет со дня принятия оказанной услуги (выполненной работы).
Требования необходимо изложить в письменном виде в 2-х экземплярах, один из которых с отметкой о вручении оставить у себя. В случае отказа исполнителя удовлетворения требований потребителя в добровольном порядке, спор подлежит разрешению в суде. Обратите внимание! Вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие недостатков оказанной услуги (выполненной работы) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, подлежит возмещению в полном объеме.
Исковое заявление по выбору потребителя может быть направлено в суд по месту нахождения ответчика, заключения или исполнения договора, либо по месту жительства потребителя.