В Крыму стартует крупный геоэкологический и археологический проект, целью которого станет обследование затонувших более 100 лет назад судов, потенциально представляющих экологическую угрозу.
Речь идёт о так называемых Potentially Pollution Wrecks – о крушениях потенциально опасных кораблей, которые могут содержать в себе топливо, боеприпасы или иные загрязняющие вещества. Некоторые из них относятся к периоду Первой мировой войны и по российскому законодательству уже считаются объектами археологического наследия.
– Дело в том, что в соответствии с нашим законодательством объект становится объектом археологического наследия в том случае, если его возраст составляет не менее 100 лет. Соответственно, всё, что было построено до 1925 года и находится под водой, является археологическим наследием, – пояснил старший научный сотрудник Института истории материальной культуры РАН, кандидат исторических наук Виктор Вахонеев.
Импульсом к началу проекта стало зафиксированное в последние годы всплытие нефтепродуктов с американского танкера «Мапанк», затонувшего в 1920 году у берегов Болгарии. Он спустя 100 лет дал течь: коррозия металла под водой не останавливается, вследствие чего со временем произошла разгерметизация. По этой причине учёные решили провести мониторинг крымских подводных объектов аналогичного возраста.
Задача археологов – промониторить известные и неизвестные кораблекрушения периода XX века, на которых потенциально могут находиться какие-то нефтепродукты. Это могут быть как затонувшие корабли и подлодки военного периода, в баках которых до сих пор могут быть нефтепродукты.
Осторожно: мазут!
В центре внимания исследовательской группы – танкер «Маккавей», затонувший в 10–12 км от Севастополя на глубине чуть более 100 метров. 9 апреля 1915 года во время перевозки груза мазута танкер подорвался на немецкой мине, что привело к повреждению обшивки днища и гибели корабля.
Археологи планируют опустить туда телеуправляемый подводный аппарат, собрать вокруг пробы грунта и таким образом узнать, протекал ли он. Потому что нефтепродукты могут отложиться в грунте. Будут проведены также замер толщины металла и оценка опасности судна. Цель – не допустить экологической катастрофы, к которой может привести разрушение корпуса судна.
– Вода – агрессивная среда, поэтому подобное может случиться, если там что-то есть, через 200–300 лет. По крайней мере, сейчас учёные должны уже составить прогноз. Здесь археология смотрит не только в прошлое, но и в будущее, – подчеркнул Виктор Вахонеев.
Проект носит превентивный характер, и его реализация предполагает сотрудничество с экологами и органами власти. В рамках проекта в Минобрнауки уже подана заявка на проведение исследований с использованием судна «Пионер-М», укомплектованного необходимым техническим оборудованием. В приоритетном списке – 10 объектов, включая подводные лодки, затонувшие в 1919 году на рейде Севастополя.
– Возможно, там в отсеках, в баках могут сохраняться следы топлива. Пока мы не знаем, не планируем, как откачивать, если что-то есть. Будем надеяться, что там ничего нет. Но наша задача – определить, есть или нет. А исходя из этого уже принимать в дальнейшем решение, -–рассказал научный сотрудник.
Одной из целей на 2025 год также станет постановка этих объектов на государственный учёт в качестве памятников археологического наследия.
Ева ПЕРЕСИЧАН