Закон РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» устанавливает права потребителя на оказанные услуги (работы) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды, получение информации об услугах (работах), об их исполнителе. Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах», содержат положение о том, что исполнитель обязан предоставить потребителю коммунальные услуги надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Холодное водоснабжение, должно быть: бесперебойное круглосуточное холодное водоснабжение в течение года; постоянное соответствие состава и свойств холодной воды установленным законодательством требованиям; давление в системе холодного водоснабжения в точке водоразбора должно соответствовать предъявляемым законодательством требованиям.
Допускаются следующие отступления:
- перерыв подачи холодной воды на 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения холодного водоснабжения;- отклонение состава и свойств холодной воды не допускается;
- отклонение давления не допускается. Если услуга не соответствует: за каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва подачи холодной воды размер платы снижается на 0,15% среднего размера платы; при несоответствии состава и свойств холодной воды требованиям законодательства размер платы за неё снижается на размер средней ежедневной платы за каждый день, когда вода была некачественной (независимо от показаний приборов учета);за каждый час подачи холодной воды с отклонением давления на 25% от установленного размер платы за воду снижается на 0,1% от размера платы, определенного за такой расчетный период.
Электроснабжение: бесперебойное круглосуточное электроснабжение в течение года; постоянное соответствие напряжения и частоты электрического тока требованиям законодательства. Допускаются следующие отступления:
- допустимая продолжительность перерыва электроснабжения от 2 до 24 часов в зависимости от наличия либо отсутствия резервного источника питания;
- отклонение напряжения и (или) частоты электрического тока не допускается. Если услуга не соответствует: за каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва электроснабжения размер платы снижается на 0,15% от средней платы; за каждый час снабжения электрической энергией с отклонением напряжения и (или) частоты электрического тока размер платы снижается на 0,15% от средней платы.
Газоснабжение: бесперебойное круглосуточное газоснабжение в течение года; постоянное соответствие свойств подаваемого газа требованиям законодательства; давление газа должно соответствовать требованиям законодательства. Допускаются следующие отступления:- допустимая продолжительность перерыва газоснабжения - не более 4 часов (суммарно) в течение 1 месяца;- отклонение свойств подаваемого газа от требований законодательства не допускается;- отклонение давления газа более чем на 0,0005 МПа не допускается.
Если услуга не соответствует: за каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва газоснабжения размер платы снижается на 0,15% от средней платы; при несоответствии свойств подаваемого газа требованиям законодательства размер платы за коммунальную услугу снижается на среднюю дневную плату за каждый день некачественной услуги (независимо от показаний приборов учета);за каждый час периода снабжения газом с превышением допустимого отклонения давления: при давлении, отличающемся от установленного не более чем на 25%, размер платы за коммунальную услугу снижается на 0,1%; при давлении, отличающемся от установленного на более чем 25%, размер платы снижается на среднюю дневную плату за каждый день некачественной услуги (независимо от показаний приборов учета).
Отопление: бесперебойное круглосуточное отопление в течение отопительного периода; обеспечение нормативной температуры воздуха (в жилых помещениях - не ниже +18 °C (в угловых комнатах - +20 °C), в районах с температурой наиболее холодной пятидневки -31 °C и ниже - в жилых помещениях - не ниже +20 °C (в угловых комнатах - +22 °C); в других помещениях в соответствии с требованиями законодательства);давление во внутридомовой системе отопления в соответствии с требованиями законодательства. Допускаются следующие отступления:- допустимая продолжительность перерыва отопления: не более 24 часов (суммарно) в течение 1 месяца; не более 16 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от +12 °C; не более 8 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от +10 °C до +12 °C; не более 4 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от +8 °C до +10 °C;- допустимое превышение нормативной температуры - не более 4 °C; допустимое снижение нормативной температуры в ночное время суток (от 0.00 до 5.00 часов) - не более 3 °C; снижение температуры воздуха в жилом помещении в дневное время (от 5.00 до 0.00 часов) не допускается;- отклонение давления во внутридомовой системе отопления от установленных значений не допускается. Если услуга не соответствует: за каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва отопления размер платы за коммунальную услугу снижается на 0,15% от средней платы; за каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении размер платы за коммунальную услугу снижается на 0,15% от средней платы; за каждый час отклонения от установленного давления во внутридомовой системе отопления на 25% от установленного размер платы за отопление снижается на 0,1%; при давлении, отличающемся от установленного на более чем 25 %, размер платы снижается на среднюю дневную плату за каждый день некачественной услуги (независимо от показаний приборов учета).
При нарушении качества предоставляемой коммунальной услуги необходимо сообщить об этом в аварийно-диспетчерскую службу. Обращение подлежит обязательной регистрации. Если меры по устранению нарушения качества коммунальной услуги не предпринимаются- жалоба в государственную жилищную инспекцию, прокуратуру, Роспотребнадзор.
В соответствии с пунктом 33 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах потребитель услуг ЖКХ имеет право на: снижение платы за жилищные и коммунальные услуги в случае их некачественного, неполного или несвоевременного предоставления, на прекращение оплаты коммунальных услуг за время перерывов, превышающих установленный срок; получение от исполнителя сведений о правильности начисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги; требовать от исполнителя возмещение убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывом, превышающим установленную продолжительность, морального вреда.
В случае неудовлетворения исполнителем законных требований потребитель вправе обратиться в суд. В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» потребители вправе обратиться в суд по своему выбору по месту своего жительства, по месту нахождения ответчика, по месту заключения или исполнения договора.