С 1 сентября 2025 года вступает в силу Федеральный закон № 4-ФЗ «О безопасности людей на водных объектах». Этот закон, призванный повысить безопасность на воде, детально регулирует отношения в сфере обеспечения безопасности граждан на водных объектах и прилегающих к ним территориях, четко разграничивая полномочия федеральных, региональных и муниципальных органов власти.
ГИМС, как и прежде, осуществляет два вида федерального государственного надзора:
- за безопасностью использования маломерных судов (как в частных целях, так и в целях их коммерческого использования);
- за безопасностью людей на водных объектах (пляжи, береговые сооружения, лодочные станции и проч...).
Это означает, что ГИМС будет контролировать не только техническое состояние судов, но и соблюдение правил поведения на воде всеми участниками, будь то рыбаки-любители, водители прогулочных лодок и катеров или организаторы водных развлечений.
За ГИМС закрепляется ведение единого государственного реестра маломерных судов, процедура государственной регистрации и технического освидетельствования судов, а также аттестация лиц на право управления ими.
Это означает централизованный контроль и учет всех маломерных судов (ранее, маломерные суда коммерческого использования не были под контролем ГИМС).
Закон подробно описывает требования к безопасности как самих судов, так и к поведению людей на воде, включая правила эксплуатации судов, требования к спасательным средствам, ограничения по скорости и зонам плавания.
Что изменится для лодочников, пользователей маломерных судов?
Что касается пользователей маломерных судов, то закон закрепляет ряд обязательных требований. ГИМС будет вести единый реестр, и это касается всех маломерных судов массой от 200 кг и более, имеющих двигатели мощностью от 8 кВт и более (если таковые установлены).
Это относится как к коммерческим, так и к некоммерческим судам, что означает значительное расширение охвата государственного контроля.
Пользователи маломерных судов, не подлежащих регистрации, обязаны будут иметь при себе и предъявлять по требованию инспектора ГИМС удостоверение личности. Они так же, как и пользователи зарегистрированных судов, обязаны выполнять требования правил.
Для владельцев коммерческих судов предусмотрен пятилетний переходный период для регистрации своих судов в едином государственном реестре (учёт в ГИМС).
В течение этого времени они должны будут пройти процедуру перерегистрации в установленном порядке, которая будет осуществляться при очередном техническом освидетельствовании судна.
Дипломы, полученные в соответствии с КТМ РФ и КВВТ РФ, по истечении срока их действия станут недействительными. После этого, пользователям маломерных судов коммерческого использования необходимо будет пройти аттестацию на право управления в ГИМС.
Таким образом, Федеральный закон № 4-ФЗ – это серьезный шаг к повышению безопасности на водных объектах. Он вводит более жесткий контроль за использованием маломерных судов, расширяет полномочия ГИМС и устанавливает четкие требования к обеспечению безопасности как для владельцев/пользователей маломерных судов, так и для всех, кто отдыхает или работает на воде.
Закон «О безопасности людей на водных объектах» вступает в силу с 1 сентября 2025 года.