ИИ в классах, отмена зубрёжки и открытие школы для лучших детей: интервью с председателем Комитета Госсовета РК по образованию и науке

ИИ в классах, отмена зубрёжки и открытие школы для лучших детей: интервью с председателем Комитета Госсовета РК по образованию и науке

Обновление школьной системы, роботы в классах и новые ставки для учёных – в интервью с председателем Комитета Государственного Совета Республики Крым по образованию и науке Еленой Крестьяниновой.

ВЗЯЛИСЬ ЗА РАЗРУХУ

– В ваших интервью часто звучит фраза «Единые стандарты образования». Что это означает на практике? Какой сегодня «стандарт» в Крыму?

– Ребёнок в маленьком селе должен иметь такие же условия для обучения, как и школьник в крупном городе. Мы большая страна, регионы разные, и пока учителя могут работать по разным учебникам и методикам. В итоге у детей разный уровень подготовки, особенно это чувствуется при сдаче ЕГЭ или поступлении в вузы. Именно поэтому так важна программа модернизации. В этом году она охватывает даже дошкольные учреждения, чтобы и малыши учились в хороших
условиях, с современным оборудованием и методиками.

– Какие инициативы были предложены комитетом? Расскажите об успешных проектах или решениях.

– На прошлой неделе я побывала в трёх государственных учреждениях для детского оздоровительного отдыха, это
учреждения дополнительного образования. В прошлом году там были установлены модульные помещения, благодаря которым теперь дети отдыхают в более комфортных условиях. В Евпатории, в «Фортуне», построен модульный спортивный зал. Аналогичное строительство планируется в «Алых парусах». Идёт модернизация пищеблоков. Мы видим, как инфраструктура детского отдыха становится современнее.

Также реализуются проекты в сфере дошкольного и школьного образования. Например, недавно в Саках открылось новое красивое дошкольное учреждение. В Первомайском районе, в селе Гришино, в мае открылся детский сад «Чебурашка».

– Комитет анонсировал, что к 2028 году откроются 9 новых школ. Где именно и на каком этапе эти проекты?

– В Судаке залит фундамент, идут монтажные работы. В Бахчисарае и Керчи ведутся работы. Самые ожидаемые – это Симферополь и микрорайон Новониколаевский. Сдача в 2026 году. В Укромном – тоже в 2026-м, хотя темпы хорошие, возможно, удастся сдать раньше. В Феодосии школа планируется к вводу в 2027 году. Эти объекты помогут решить проблему второй смены. Симферополь, Симферопольский район, Феодосия, Керчь – здесь особенно остро стоит вопрос о том, что школы перегружены, дети учатся в две смены. Дефицит мест в детских садах мы уже закрыли, теперь приоритет – школы.

– Все эти проекты нам знакомы в рамках деятельности Минобразования. Каков вклад комитета в образование и на-уку Крыма?

– Комитет не разрабатывает проекты напрямую, но выполняет важную координирующую и аналитическую функцию. Мы собираем информацию об инициативах от учебных заведений, профильных организаций, министерств, отслеживаем их реализацию, анализируем эффективность и оцениваем потребности.

– Проблема аварийных школ, как, например, в случае с керченской № 24, до сих пор не решена. Какая стратегия у комитета?

– Да, там особая ситуация: сложный рельеф, оползневая зона. Прежде чем начать восстановление, нужно укреплять грунты. Сейчас ведём переговоры с профильными министерствами и местными властями, чтобы определить, по какой программе можно провести эти работы.

– Какие ещё объекты взяли под контроль?

– Например, в Первомайском районе сейчас модернизируются две школы – Правдовская и Крестьяновская. Образовательный процесс организован на базе соседних учреждений. Это масштабные, переходящие проекты с полной реконструкцией. Три школы ремонтируются в Раздольненском районе – тоже капитальные ремонты. В Симферополе ремонтируется гимназия № 1 – историческое здание, объект культурного наследия. Там особый подход, но результат будет впечатляющий. Школы-гимназии № 10 и 25 ведут ремонт в крыльях зданий поэтапно, теперь завершение ожидается к 1 сентября. Всего по 14 направлениям идёт капремонт, от электропроводки до закупки оборудования.

– В школах 231 «Точка роста», впечатляющая цифра. Но цифровая модернизация заявлена и для детсадов, и для колледжей…

– В колледжах действует федеральная программа «Цифровой колледж» по модернизации среднего профобразования. В этом году к ней подключены 13 учреждений. Закупается современное оборудование, как, например, в автотранспортном техникуме и колледже курортов и туризма. Параллельно работает программа «Профессионалитет»: цифровые кабинеты, ИТ-оборудование, практикумы. Пока три техникума подключены – в Симферополе, Керчи и Феодосии. В 2025–2026 годах планируется расширение. В Евпатории уже работают региональные центры молодёжного программирования и робототехники. В этом году предусмотрены капремонт и закупка оборудования для 16 общеобразовательных организаций. Общая сумма – более 766 млн рублей. Завершение – до 1 декабря. Также в рамках проекта «Профессионалитет» на капитальный ремонт трёх общежитий среднего профобразования предусмотрено около
157 млн рублей.

Те детские сады, которые ремонтируются, сразу оснащаются развивающим оборудованием, игрушками и ноутбуками для педагогов.

СТАВКА ПОВЫШЕНА

– Кадровый дефицит в образовании – одна из ключевых угроз будущему. Какова ситуация в Крыму сейчас?

– Проблема существует, особенно в сельских районах Крыма. Не хватает математиков, физиков, химиков и воспитателей в детских садах. Надеемся, что целевое обучение поможет изменить ситуацию. Сейчас можно заключать договор не только с абитуриентами, но и со студентами 4–5-го курса. Работодатель выплачивает им стипендию, а после окончания учёбы студент должен вернуться по распределению.

– Вы говорили, что заработная плата педагогов напрямую влияет на мотивацию. А были ли с вашей стороны инициативы, направленные на изменение регионального финансирования оплаты труда учителей?

– Новая система оплаты труда уже разработана. Ожидается, что она будет внедрена в ближайшее время и приведёт к выравниванию заработных плат, чтобы, к примеру, разница между зарплатами учителей в Москве и в ре-гионах не была такой существенной. Но сейчас в Крыму выплаты за наставничество устанавливаются на уровне муниципалитетов: где-то это пять тысяч, где-то – две. Также предусмотрены доплаты в пять тысяч для молодых специалистов и надбавки за классное руководство.

Мы также вышли с инициативой на парламентскую ассоциацию по вопросу обеспечения молодых учителей жильём. Попросили рассмотреть возможность выдачи льготных ипотечных кредитов под 2% годовых, чтобы сумма была посильной для молодого педагога.

– А как помогать учителям с эмоциональным выгоранием?

– Учителя могут получить путёвки летом – это наша региональная инициатива. Профсоюзы выделяют льготные путёвки в учреждения, с которыми сотрудничают. Например, есть база отдыха «Учитель» – там педагоги могут восстановить силы. Мы недавно общались с председателем Крымской республиканской организации профсоюза работников народного образования и науки РФ Екатериной Ивановной Волковой, есть предложения и в Евпатории, и в Ялте. Также внештатные психологи прошли курсы переподготовки для работы с учителями.

ГРУЗ ЗНАНИЙ

– Одно из федеральных нововведений – обновление школьных программ и снижение перегрузки. Ведётся ли уже в Крыму эта работа?

– Мы ожидаем эти изменения с 1 сентября. Если всё будет рассчитано правильно, мы сможем уйти от перегрузки, которая вызывает у родителей вполне справедливое недовольство. Например, контрольные и всероссийские проверочные работы (ВПР) теперь не могут занимать более 10% учебного времени по каждому предмету. Это ограничение вводится пропорционально количеству часов в учебном плане. Домашнее задание также будет строго регламентировано. Максимальные нормативы по времени – это 1 час – 3,5 часа.

– В стране растёт число детей, обучающихся на дому. За три года этот показатель увеличился вдвое. С чем это связано и не станет ли угрозой качеству образования?

– В Крыму на сегодняшний день около 1,5% школьников учатся на дому. Чаще всего это связано либо с состоянием здоровья, либо с религиозными убеждениями семьи. Но когда ребёнок учится дома, он теряет важную составляющую – социализацию. А ведь в школе происходит масса значимых событий: дружба, симпатии, первая командная работа, участие в конкурсах, проектной деятельности. Это всё – важная часть взросления. Я сторонник традиционного очного формата, когда ребёнок приходит к любимому учителю, работает с ним, получает знания, видит уровень своих сверстников, понимает, где он сильнее, а где стоит подтянуться.

БОЛЬШИЕ УМЫ КРЫМА

– Какие научные направления вы считаете наиболее перспективными для Крыма и как можно превратить их в конкурентные преимущества региона?

– Сегодня в Крыму работают 121 доктор наук, 354 кандидата наук и около 986 молодых исследователей до 39 лет. На мой взгляд, это серьёзный потенциал. Например, в Медицинском институте ведутся разработки в области реабилитации пациентов с разными заболеваниями. Это и постинсультные больные, и дети с церебральным параличом, и аутисты. Есть современное оборудование, позволяющее буквально воздействовать на мозг через механизмы, которые подают импульсы. Отделение создано как раз на основе разработок молодых учёных.

В нашей Агротехнологической академии одна из программ позволяет с помощью аппарата, направленного на лист растения, выявлять заболевания и подбирать необходимые препараты, чтобы минимизировать ущерб и обеспечить высокий урожай.

Кроме того, в Научно-исследовательском институте сельского хозяйства создают сорта растений, адаптированные под местные природные условия Крыма.

– Кстати, предложено поднять гранты до 300 тысяч руб-лей, а студентам выплачивать премии. Это только рекомендация или уже работает?

– Конкурс на получение грантов стартовал в прошлом учебном году. Размер студенческой премии по приоритетным направлениям республиканского развития увеличен с 38 до 49 тысяч рублей. Грант для молодых учёных на научные разработки вырос с 111 до 300 тысяч рублей.

– А насколько велик собственный фонд научных инициатив? Или по-прежнему полагаемся на федеральные конкурсы?

– Недавно мы организовали встречу с преподавателями вузов и представителями бизнеса. Такой диалог помогает избегать бесполезных исследований, направленных на то, что никому не нужно, и сосредоточиться на разработках, которые реально применимы и востребованы на местном рынке. Мы ожидаем, что молодые учёные будут создавать проекты, соответствующие нуждам производителей.

БЛИЦОПРОС

– Ваша главная черта, необходимая в работе?

– Любовь к людям.

– Ваш жизненный принцип?

– Нет ничего невозможного, всего можно добиться своим трудом.

– За что вы любите жизнь?

– За то, что она мне дана и есть возможность себя реализовать.

– Любимое место в Крыму?

– Я очень люблю Ялту – там получаю заряд энергии, расслабляюсь: красиво, уютно, море...

– Что вас стимулирует?

– Возможность помогать людям, быть тем, кто способен разбираться и поддерживать.

– Любимое времяпровождение вне работы?

– Люблю сесть в машину и отправиться в путешествие. В выходные стараюсь ездить в Евпаторию, Саки или Ялту – смотрю города нашей республики.

Диана МАСЛОВА

Ранее мы писали, что В микрорайоне Марьино Симферополя достроят школу

Источник: Крымская газета

Читайте также

Это интересно

В регионах

Топ

Лента новостей