От Ханжонкова до Пуговкина: как Ялта стала кинематографической столицей России

От Ханжонкова до Пуговкина: как Ялта стала кинематографической столицей России

По следам... Ялтинской киностудии

В далёком 1982 году во время съёмок «Сказки странствий» Андрей Миронов на творческой встрече с ялтинцами обронил замечательную фразу: «В вашем славном городе повсюду разбросаны следы разных киностудий». Попытаемся найти самые значимые артефакты южной «фабрики грёз».

Великий «кинемо»

На оживлённом Пушкинском бульваре присел на лавочку бронзовый Александр Ханжонков. Памятник пионеру отечественного кинематографа установлен на редкость удачно: посредине его жизненного пути.

Направо уходит улица Боткинская, где влачит жалкое существование особняк, в котором завершил земные дни «предприниматель культурного толка». Но свой взгляд он устремил в противоположную сторону – туда, где расположены строения заброшенной Ялтинской киностудии, которая в начале XX века называлась «Киноателье Иосифа Ермольева», его главного конкурента.

Пик деятельности Ханжонкова пришёлся на время великих геополитических потрясений. Но нет худа без добра, ведь и Первая мировая война, и Февральская революция 1917 года объективно способствовали развитию кинопромышленности: страна нуждалась и в патриотических, и в комедийных фильмах. Пользуясь моментом, предприниматель решил создать собственную съёмочную базу. Выбор пал на Крым с его поистине роскошной натурой, обилием солнечных дней и сравнительно развитой инфраструктурой.

Забавный синематограф

Ханжонкову принадлежит пальма первенства в различных жанрах «качественной русской фильмы»: игровое кино, научно-популярное, мультипликация. Подлинным триумфом стал первый отечественный блокбастер «Оборона Севастополя», снятый по указу Николая II.

В конце 1911 года автора пригласили в Ливадию, где царская семья недавно отпраздновала новоселье. Одновременно с дворцом в имении появились многочисленные служебные постройки. Среди них – здание для театральных постановок. Зал дооборудовали экраном и будкой киномеханика, и «милый театр», как называл его августейший владелец, превратился в «забавный синематограф».

Озвучку немого фильма организовали по-богатому – с пальбой, хором и оркестром. Понятно, не обошлось без накладок: когда на экране матросы спасли с тонущего корабля икону Святого Николая, вместо проникновенной молитвы из оркестровой ямы грянула задорная «Барыня», которая предназначалась для сопровождения сцены отдыха меж боями. Но когда включили свет, император подошёл к Ханжонкову и искренне поблагодарил за труды.

Искусство принадлежит народу

В самый разгар Гражданской войны Ялта становится кинематографической столицей России: с 1917 по 1920 год Ханжонков снимает здесь более 20 фильмов. Но утвердившаяся советская власть диктует свои условия: кинофаб-рика становится достоянием рабочих и крестьян. Казалось бы, старорежимному капиталисту нет места в новом мире. Однако в 30-х годах, когда партия поставила перед «важнейшим из искусств» задачу наращивать объёмы производства, замыслы «рыцаря кино» о создании в Крыму мощного центра киноиндустрии получили неожиданное развитие.

Начальник Главного управления кинопромышленности Борис Шумяцкий после командировки в США выдвинул грандиозную идею: построить в Крыму «Киногород» – агломерацию в юго-западной части полуострова. К сожалению, в дело вмешалась политика, и замысел «Крымвуда» остался на бумаге. Но идея социалистической «фабрики грёз» оказалась живучей. Она получила воплощение в образе Ялтинской киностудии. Здешние мастера обеспечивали съёмочным группам возможность запечатлеть на целлулоиде любой сюжет.

Оправдала чаяния

Универсальным натурным «павильоном» оказалась ялтинская Чайная горка. Название местности подарила императрица Мария, супруга Александра II. По указанию её величества на вершине холма, откуда открывался вид на море, горы и приютившееся меж ними селение, возвели деревянную беседку для чаепития.

В 1940 году зеваки обнаружили на пустынном холме... трёхтрубный океанский пароход – огромную декорацию к приключенческому фильму «Гибель «Орла». А спустя 15 лет на горке, как по взмаху волшебной палочки, вырос белокаменный город – антураж для первой советской широкоэкранной сказки «Илья Муромец». Вместе с великими мастерами, обладателями почётного звания «Народный артист СССР» Борисом Андреевым и Андреем Абрикосовым, снимался в эпизодической роли молодой Михаил Пуговкин. Этот фильм стал для будущего «короля комедии» первым и уверенным шагом в сказочный мир кино. Здесь же, кстати, зародилась и «чаемания» Пуговкина – любовь к неспешному чаепитию.

Сядем рядком, поговорим ладком

60 лет отдал отечественному киноискусству Михаил Пуговкин. «Заслуженно-народный» артист признавался, что лучшие его работы увидели свет в Ялте. Фактурная внешность – «нос картошечкой, глаза-буравчики» – обеспечила актёру звёздные роли в крымском антураже советских киносказок «Илья Муромец», «Золотые рога», «Финист – Ясный сокол», «Варвара-краса, длинная коса».

От Ханжонкова до Пуговкина: как Ялта стала кинематографической столицей России

В июле 1991 года сбылась заветная мечта: Михаил Иванович перебрался в Ялту на постоянное место жительства. А спустя месяц рухнула страна, на благо которой он трудился. И в 75 лет Пуговкин окунулся в рыночные отношения: выступал в здравницах, написал книгу воспоминаний и самолично продавал её под платаном на Набережной. А в свободное время полюбил пешеходные прогулки. Сначала – по Набережной, где, как водится, суета и автографы, а потом – на Поликуровский холм, где ещё
теплилась жизнь на киностудии («киносдутии» – усмехался маэстро). Посидев на любимом пенёчке под старой сосной, полюбовавшись на город своей молодости, возвращался домой.

На вечном приколе

Променад курортной столицы Крыма украшает старинный парусник. Его имя Hispaniola заставляет вспомнить роман «Остров сокровищ» и два (!) одноимённых фильма. Пейзажи Большой Ялты – Никитская расселина, скалы Красный камень и Шаан-кая – превратились в остров, где прятал золото предводитель пиратов Флинт.

От Ханжонкова до Пуговкина: как Ялта стала кинематографической столицей России

По причине задержек с обустройством судна съёмки на море начались в ноябре. Остаётся только удивляться самоотверженности актёров, игравших своих персонажей в тропических морях под свист ледяного ветра.

Корабль был очень востребован кинематографистами. Шхуна сыграла роли в приключенческих картинах «Дикий капитан», «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». Однако в творческий процесс внезапно вмешалось Министерство мор-флота, потребовавшее оборудовать парусник XVII века современными средствами радиосвязи. Спорить с отечественной бюрократией было бессмысленно, и «Испаньолу» пришлось поставить на вечный прикол в виде кафе.

«Под небом голубым...»

В начале 1987 года в Ялте снимали фильм, которому было суждено олицетворять новые веяния в политической и общественной жизни СССР, объединённые названием «перестройка». Рабочее название криминальной драмы было «Здравствуй, мальчик Бананан», но в ходе творческого процесса оно трансформировалось в более звучное и загадочное «Асса».

От Ханжонкова до Пуговкина: как Ялта стала кинематографической столицей России

Заснеженный и безлюдный Приморский парк стал местом, где начинают развиваться отношения Алики и Бананана. В целости сохранился тир, где Бананан преподаёт Алике экзистенциальный урок: очки без стёкол нужны для того, чтобы «ощущать себя зрячим человеком». Беседуя о сущности бытия, герои проходят по площадке с колоннадой, обрамляющей пустой по случаю зимы водоём «Чёрное море», а за кадром уже начинает звучать мотив: «Под небом голубым есть город золотой». Образ из песни, прозвучавшей в фильме, стал олицетворением Ялты. Неспешный полёт позволит увидеть город с нового ракурса. И не забудьте сверить часы с проплывающими мимо курантами на башне: они исправно показывают ялтинское время вот уже 130 лет!

Иван Коваленко, крымовед.

Источник: Крымская газета

Топ

Лента новостей