В музее Константина Коровина в Гурзуфе наконец выставлена живописная работа мастера «Портрет дамы в интерьере», созданная в 1912 году (и возможно, в Крыму). До этого в музейных стенах бывшей дачи художника можно было увидеть лишь два его графических эскиза театральных костюмов к спектаклям знаменитой Дягилевской антрепризы в Париже.
Коровин у Коровина
Лет 30 назад коровинский «Портрет дамы в интерьере» упоминался в одном из российских изданий в числе проданных аукционными домами Christie’s и Sotheby’s на «Русских торгах» за 31 тысячу 225 долларов. Примечательно, что на тех же торгах ушли с молотка и восемь из девяти полотен другого связанного с Крымом выдающегося отечественного художника – Ивана Айвазовского. Более того, несколько из проданных работ великого мариниста были прямо посвящены полуострову: «Вид Феодосии с бухтой» (1890) и «Прощание с морем. Пушкин на Крымском берегу» (созданный в 1889 году вариант известного произведения 1877 года «Прощание Пушкина с морем»).
«Портрет дамы в интерьере» для экспонирования в стенах музея Коровина в Гурзуфе передал нынешний владелец произведения, коллекционер из Москвы Александр Вартанян. Как пояснили в музее, это произведение он в 2004 году приобрёл в Киеве «у очень известного коллекционера». Некоторые специалисты
узнают за окном, изображённым на холсте, крымский пейзаж. Впрочем, пока о крымском следе в полотне можно только догадываться. Так это или нет, исследователям ещё предстоит выяснить.
– Но в том, что это работа Константина Коровина, нет никаких сомнений, – с радостью уверяют в музее.
Картину, занявшую почётное место в экспозиции, можно увидеть в гостиной, интерьер которой воссоздан по работам и мемуарам художника. Ещё два оригинальных творения мастера, пополнивших фонды музея, представлены в так называемой Театральной комнате, посвящённой работе Коровина на театральном поприще. Это, в частности, эскизы костюмов жены хана и шута к балету Цезаря Пуни «Конёк-горбунок», выполненные в 1920-х годах для знаменитой Дягилевской антрепризы в Париже. Первый эскиз у коллекционера Святослава Милорадова приобрёл соучредитель музея, заслуженный артист РФ Сергей Жигунов. По словам ещё одного соучредителя и директора музея Виктории Жигуновой, идея со-здания музея в стенах бывшей дачи художника настолько пришлась по душе Милорадову, что тот безвозмездно предоставил для экспонирования в течение трёх лет ещё один подлинник, эскиз мужского костюма шута для упомянутого балета.
– Оба шедевра выставлены под пуленепробиваемым стек-лом, – уточнили в музее.
Частица ученика
Тем временем открытая в музее экспозиция «Ученики Коровина» пополнилась новой картиной. Ею стала работа Алексея Исупова (1889–1957) «Продажа жеребца» (форматом 42 ? 50), выполненная мастером маслом на фанере в 1930 году, уже во время проживания в Италии. Живописец очень любил лошадей, часто посещал фермы, ипподром и постоянно писал жанровые сценки с ними.
Исупов занимался в мастерской Коровина в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в конце 1900-х и начале 1910-х годов. Исследователи отмечают, что Коровин оказал огромное влияние как на пейзажную, так и на жанровую живопись Исупова. Как и учитель, Алексей Владимирович всегда рассматривал этюд как самостоятельную форму, дающую возможность «непосредственно выразить жизнь натуры в её сиюминутном состоянии».
Таким образом, полотно Исупова добавилось к ранее представленным 35 подлинникам 19 прославленных художников, волею судеб оказавшихся воспитанниками Константина Коровина. Напомним, что по-своему уникальную (хотя бы в части созвездия имён!) экспозицию составили работы таких признанных мастеров, как Роберт Фальк, Константин Юон, Мартирос Сарьян, Сергей Судейкин, Борис Иогансон, Василий Мешков. Со-учредитель музея Сергей Жигунов убеждён, что коровинские ученики «живут в его красках»:
– Кто-то дальше, как Сарьян, кто-то ближе, как Мешков. Это абсолютно выдающиеся художники. Коровин каким-то образом ухитрился передать им лучшее, что у него было, на мой взгляд. А Валентин Серов, который тоже учил рядом, дал им ощущение реальности. В результате вышло что-то совершенно невероятное.
Тем временем
Этим летом в музее вниманию посетителей впервые представили мультимедийный спектакль, посвящённый трепетным отношениям Константина Коровина и ставшей его музой актрисы Надежды Комаровской (1889–1967). Голосом актрисы Анны Каменковой Надежда Ивановна обращается к нашим современникам из блокадного Ленинграда, вспоминая счастливые дни в Крыму, и эти воспоминания помогают Надежде Ивановне пережить самый страшный в её жизни период. «Воспоминания Комаровской – это настоящий гимн любви к художнику, к творчеству, к Крыму», – подчёркивают в музее.
Василий АКУЛОВ.