С марта 2022 года Россия официально разрешила параллельный импорт — ввоз оригинальных товаров без согласия правообладателя. Это помогло насытить рынок одеждой, электроникой и другими товарами, но одновременно создало лазейку для «серых» продавцов, работающих с контрафактом и контрабандой. Управляющий партнер ГК «Терминал Никольский» Дмитрий Груздев рассказал РИАМО, как нелегальные товары попадают в наши корзины.
На маркетплейсах царит правовой «полумрак», подчеркивает эксперт. Площадки формально позиционируют себя как электронные витрины, а не магазины. Они не несут ответственности за происхождение товара и не проверяют цепочку поставки. Ситуация меняется, но очень медленно: государство пытается возложить на маркетплейсы какие-то функции контроля, но последние не торопятся им в этом помогать.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Крымчане редко возвращают покупки в магазины и на маркетплейсы, опрос
В правительство внесён законопроект «О платформенной экономике», который должен навести порядок в отношениях между маркетплейсами, селлерами и покупателями. Он может вступить в силу уже в сентябре этого года, и тогда площадки и продавцы будут обязаны прикреплять ссылки на разрешительные документы к карточкам товаров, если продукция подлежит сертификации или декларированию. Кроме того, селлеров обяжут указывать в карточке товара, что он подлежит обязательной маркировке, а сам маркетплейс не является его продавцом. При этом площадки по-прежнему не будут нести ответственность за нарушение интеллектуальных прав продавцов (например, если тот продал товар под чужим брендом).
«Параллельно сейчас идет эксперимент Минпромторга: ведомство мониторит производителей одежды и обуви, сверяя, насколько честно они подают данные в „Честный знак“. Фирмы без реального производства, которые просто клеят этикетки на чужие товары, в скором времени не смогут получать коды маркировки», — объясняет Груздев.
Читайте новости Крыма первыми в нашем Telegram-канале.