В отдалении от туристических проторенных дорог на северо-востоке Крыма, там, где Салгир поворачивает к Азовскому морю, посередине небольшого села Цветущее вот уже полтора века стоит красивая кирпичная усадьба - удивительная для такого отдаленного уголка полуострова.
Здесь нет туристов, редкая машина остановится и ее пассажиры выйдут полюбоваться кирпичными домами невиданной в Крыму красы.
Усадьба носит имя помещика Иосифа Шатилова - селекционера, основателя одной из первых в России опытных селекционных станций. Всю жизнь он интересовался естественными науками, любил фотографироваться и охотиться.
Закончив Харьковский университет, Иосиф Шатилов, у отца которого на Южном берегу Крыма уже было имение, устроился на службу к градоначальнику Керчи и не один раз принимал участие в раскопках керченских курганов. Одновременно занимался сельским хозяйством в имении своего дядюшки. Там он начал собирать коллекцию чучел птиц Таврического полуострова, которую, через несколько десятилетий пополнив до 400 экземпляров, подарил Зоологическому музею Московского университета.
Также в крымских степях помещик наблюдал за дикими лошадьми - тарпанами. Его статьи об этих животных стали первыми в их изучении, а любительские фото - единственными фотографиями затем вымерших животных.
В 1854 году Шатилов избирается действительным членом Императорского московского общества сельского хозяйства, через 10 лет и до конца своей жизни становится его президентом. В 1858 году Иосиф Шатилов стал одним из основателей созданного при обществе комитета акклиматизации растений, был членом многих сельскохозяйственных и научных обществ и организаций, автором множества научных статей по сельскому хозяйству.
В Шатиловке её владелец заложил парк, фруктовый сад, организовал образцовое хозяйство, в котором применял новейшие методы селекции и организации дела. Так, например, для защиты урожая зерновых от сильных степных ветров он высаживает лесополосы. Также заводит овец крымской породы, которых успешно акклиматизирует в своем родовом имении под Орлом.
В домах, которые можно увидеть сейчас в усадьбе, Шатилов если и жил, то совсем не долго: комплекс усадьбы был окончательно возведен в 1888 году уже при новом владельце - Давиде Роговском, который и достраивал господский и гостевой дома, каретный двор и другие постройки.
Иосиф Шатилов умер 26 декабря 1889 по старому стилю и похоронен в своем родовом имении Моховое в Орловской области. Его дело селекционера на Черноземье продолжил сын Иван. А крымчанам на память о Шатиловых остались крепкие кирпичные дома, выведенные им сорта зерновых и лесополосы как метод защиты сельских культур.
Площадь Шатиловки была в общей сложности 18000 десятин - более 19,5 тыс га. На фото: ворота входа в усадьбу.
От усадьбы на бывших землях Шатилова до наших дней дошло несколько построек: конюшня, центральное здание и гостевой дом.
Здания выкладывались из кирпича, завод по изготовлению которого находился в нынешнем селе Изобильное Нижнегорского района.
Кирпич - необычный для Крыма строительный материал. Но именно из кирпича было построено родовое имение Шатиловых под Орлом.
Из такого же кирпича выложены некоторые жилые дома жителей сел Изобильное и Цветущее.
Основательные погреба - для фруктового урожая.
В 1920 году на базе имения организовали совхоз, в зданиях усадьбы расположилась контора совхоза.
Бытует версия, что во время Великой Отечественной войны именно в этом доме размещался полевой штаб фельдмаршала Эриха фон Манштейна.
В 1990-е годы совхоз ликвидировали, местные жители разграбили усадьбу, сняли рамы, двери и окна,, забрали старинную черепицу.
Они же в лихие 90-е вырубили в парке вековые дубы, кору с которых пустили на изготовление из самогонки поддельного коньяка.
Сейчас усадьба возрождается. В 2010 году ее начал реставрировать местный предприниматель.
В особняке отремонтированы полы, потолок, проведен свет. Летом в нем иногда проходят выставки художников, а в парке - свадьбы и праздники.
Кроме того, в главной усадьбе собираются со временем сделать небольшой музей со старинной утварью.
При этом объектом культурного наследия усадьба Шатилова не является, фактически оставаясь народной достопримечательностью крымской глубинки.