"В 30 лет маму можно уже не спрашивать. До того, как стала водителем, успела получить высшее технического образование и почти 14 лет работала на заводе "Фиолент", - рассказывает свою краткую биографию Наталья.
Девушка прошла конкурс на курсы водителей и стала управлять троллейбусом на междугороднем маршруте. Долгое время ездила на машине марки Skoda, а несколько лет назад пересела на машину отечественного производства. Сейчас Наталью можно встретить в городском троллейбусе №4. Машина для нее не просто "рабочий кабинет", а почти "родное существо".
"Я даже в отпуск ухожу, и мне его жалко оставлять. Я свой троллейбус называю лайнер. У меня дома своя легковая машина есть, но после троллейбуса для меня ездить на маленькой машине, которая троллейбусу по колесо, страшновато", - шутит Наталья.
Здоровье и знание техники
Технический директор "Крымтроллейбуса" Андрей Левашов рассказывает, что на предприятии женщины работают водителями как троллейбусов, так и автобусов. При этом управлять автобусами женщинам легче – эти машины оборудованы автоматическими коробками передач."Наш учебный комбинат выпускает порядка ста водителей автобусов и троллейбусов. Из них за прошлый год у нас 11 женщин переучились с троллейбуса на автобусное направление", - отметил он.
По его словам, чаще всего водителями становятся люди, которые уже владеют другой профессией – диспетчеры, сотрудники СТО. Им легче, потому что они имеют представление о технике и умеют делать мелкий ремонт в случае необходимости. Ну и здоровье, чтобы сесть за баранку общественного транспорта, надо иметь хорошее.
"К этому мы относимся очень серьезно: регион у нас жаркий, оборудование сложное, очень много электроники. Это мы учитываем при приеме на работу", – говорит технический директор.
Он убежден, что женщины за рулем больших машин не только не уступают, но в чем-то даже дадут фору мужчинам.
"На сегодняшний момент женщины по сравнению с мужчинами менее конфликтны, они обычно сглаживают ситуацию. Я езжу на своей машине на работу и постоянно встречаю одну женщину-водителя на ЛИАЗ 915. Она у нас первая и по выручке, и по выучке, я ею горжусь", сказал Левашов.
Женщины водят мягче
Одна из первых на предприятии по умению – Наталья Демина. Она водит автобус по маршруту №100 в Симферополе. Работает всего 2,5 года, а за рулем уже больше 20 лет: умеет управлять и легковушками, и даже КамАЗом."Очень многие пассажиры удивляются женщинам за рулем автобуса, но относятся адекватно. Даже говорят, что женщины водят лучше, мягче, мужчины более резкие", - улыбается Наталья.
Но также она отмечает, что мужчины-пассажиры к ней проявляют пристальное внимание, непроизвольно контролируют ее действия. Но многие в конце поездки, удивляясь умению управлять габаритным автобусом в сложной городской дорожной ситуации, и говорят "спасибо" и делают комплименты умению лавировать в городском потоке.
Сейчас у предприятия, несмотря на неплохую зарплату, не хватает водителей. Причина – большая ответственность, хотя обучение бесплатное, даже общежитие и стипендию дают. Учится недолго: на водителя троллейбуса полгода, на водителя автобуса переучиваются три месяца. В конце курса, как у любого водителя, сдача теории и практики в ГИБДД. И в добрый путь по красивым крымским дорогам!