Зарплата в цифровых рублях и контроль ваших расходов. Нужен ли крымчанам цифровой рубль и когда его внедрят,
разбиралась «Крымская газета».
ПРОЗРАЧНОСТЬ БЮДЖЕТА
Цифровой рубль – это форма денег, существующая исключительно в цифровом виде и выпускаемая напрямую Центробанком. Это не просто деньги на карте, а полноценная третья форма денег наряду с наличными и безналичными. Главное отличие – отсутствие посредников: кошелёк открывается напрямую в ЦБ, переводы между пользователями идут без участия коммерческих банков. Внедрение цифрового рубля должно обеспечить прозрачность финансовых потоков, удешевление переводов, борьбу с теневой экономикой, развитие смарт-контрактов и цифровых госуслуг.
Но у россиян возникают вопросы. Например, будет ли цифровой рубль навязан, скажем, для выплат пенсий и зарплат бюджетникам? Насколько он защищён от киберугроз и технических сбоев?
Глава Минфина России Антон Силуанов называет проект перспективным и «абсолютно надёжным»:
– Это перспективное направление. Многие страны разрабатывают цифровые валюты. У цифрового рубля есть важные плюсы: он надёжен, потому что его выпускает Центробанк. В случае с коммерческим банком всегда есть риск банкротства. Второй плюс – отсутствие комиссии за переводы и оплаты.
Единственным минусом он назвал то, что на остатки в цифровых рублях не начисляются проценты.
А вот глава одного из российских банков Герман Греф с этим не согласен.
– Я не понимаю, зачем цифровой рубль физлицам, банкам и предприятиям. В странах с развитыми финансовыми системами цифровые валюты не стали массовыми, – отметил он.
Исследование «Банкинформа» показало, что треть опрошенных знает о цифровом рубле, но не собирается его использовать. Более 21% не проявили интереса, а 32% опасаются мошенничества. Уже появились фейки и фишинговые сайты, которые обещают «лёгкий заработок», предлагая перейти по поддельным ссылкам. Согласно другому опросу более половины респондентов не готовы отказаться от наличных.
ПРОГРЕСС НУЖЕН
Мы обратились за комментарием к эксперту-экономисту.
– Некоторые до сих пор боятся получать ИНН, мол, это уже контроль. А цифровой рубль даёт контроля ещё больше. Но если говорить о защите от мошенников, то здесь у Центробанка как раз появляется больше инструментов: если деньги ушли не туда, можно отследить маршрут и даже попытаться вернуть. Прозрачность может быть не только угрозой, но и плюсом, – считает кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления КФУ им. В. И. Вернадского Андрей Вершицкий.
Он добавил, что цифровой рубль – это отказ от комиссии в 3–5%, которая сейчас списывается при обычных переводах. В цифровой системе комиссия может составить лишь 0,3%. Это может сделать цифровую валюту более привлекательной для бизнеса и граждан.
– Если раньше кто-то не понимал, зачем нужна СБП, то сейчас ею пользуются все – бесплатно, по номеру телефона. С цифровым рублём может произойти то же самое, – добавил Вершицкий.
Есть ещё один момент: цифровой рубль будет выпускаться Центробанком. Коммерческие банки теряют функцию посредника.
– Хотя деньги будут храниться в Центробанке, но доступ к счёту обеспечат обычные банки. Получать реквизиты напрямую в ЦБ никто не пойдёт, всё будет происходить через привычные каналы. Наличные и безналичные средства по-прежнему останутся в обороте. Цифровой рубль – это лишь дополнительная форма, – считает эксперт.
Но при этом высока вероятность, что цифровой рубль может быть навязан, например, для расчётов с бюджетниками, пенсионерами, получателями пособий. Мотивация понятна: если это бюджетные деньги, то и контроль над ними должен быть максимальный.
– Но всё не так просто. Старшее поколение с трудом справляется даже с банковскими картами. Многие боятся смартфонов, не умеют пользоваться Интернетом. Принудительный переход – это отрезать часть людей от их денег. Это невозможно. Например, электронная запись в поликлинику до сих пор не заменила «живую очередь» – пенсионеров приходится записывать вручную, – объяснил Вершицкий.
Пока крымчане взвешивают за и против, полноценное внедрение цифрового рубля для граждан и банков движется к реализации и запланировано на 1 сентября 2026 года.
Диана МАСЛОВА
Читайте также: Смелый и неоднозначный шаг: в Крыму оценили возможность перевода бюджетников на цифровые рубли