Директор ГУП РК «Солнечная Таврика» Людмила Ермакова: о запрете на телефоны, адаптации детей и как проходит оздоровление в санаториях Крыма

Директор ГУП РК «Солнечная Таврика» Людмила Ермакова: о запрете на телефоны, адаптации детей и как проходит оздоровление в санаториях Крыма

Почему дети готовы без телефонов отдыхать в «Солнечной Таврике», а добиться «звёздности» не так просто.

О запрете на телефоны, национализированных детских лагерях, оздоровлении в крымских санаториях и санкциях мы поговорили с директором Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Солнечная Таврика», депутатом ГС РК Людмилой Ермаковой. ГУП – одно из крупнейших объединений санаториев, пансионатов и детских лагерей отдыха.

«Солнечная Таврика» сегодня – это два санатория и два пансионата для взрослых в Судаке, Феодосии, Евпатории и четыре детских лагеря отдыха в Евпатории, Алуште, Бахчисарайском районе. Есть и объекты национализированные, которые только вошли в обойму ГУПа и в прямом смысле слова требуют реанимирования.

Мам, а как ты там?

– Я знаю, что вы одни из первых, кто на свой страх и риск рискнул побороться с гаджетозависимостью детей на отдыхе. Даже Минобразования Крыма в своих лагерях отдыха не решилось на это. Так ли это?

– Ну а как мы будем выполнять федеральную программу по отдыху детей, если они хотят только поесть, поспать и посидеть в телефоне? А у нас такая насыщенная программа!

Мы приняли правила поведения детей, в частности, коснулись ограничения телефонов. Вы поймите, мамы же звонят ребёнку каждый час узнать, как он там. А представьте, как работать вожатым в такой ситуации, когда 30 человек в отряде и всем звонят. Вожатые не выдерживают. Поэтому в этом году мы решили выдавать телефоны с 18:00 до 20:00 после ужина, когда ребёнок может спокойно рассказать маме с папой, как прошёл день, что ему нравится или не нравится на отдыхе.

– Я так понимаю, ломка не только у детей, но и у родителей, все проходят «терапию». Одни учатся доверию, другие – самостоятельности?

– Я вам больше скажу: у нас в каждом отряде у вожатых есть родительский чат, который создаётся в день заезда. И в этом чате вожатые ежедневно дают информацию, как прошёл день, чем занимались дети, какое у них было питание, меню, какие мероприятия. Мы телефоны забрали не для того, чтобы скрыть какие-то наши действия, а для того, чтобы дети участвовали в жизнедеятельности лагеря. У нас Год защитника Отечества. Проводится очень много смотров, конкурсов, фестивалей, военно-спортивных игр, театральных представлений. Что касается военной тематики, то мы, например, сохранили бюсты пионеров-героев. Так вот, дети в лагере отдыха «Дельфин» каждого пионера-героя представляли, играли его роль. Это было слёз, так ребята прониклись, прочитав биографию того или иного героя.

А вы представьте, когда 800 детей, которые не обучались хоровому пению, поют «Матушка Земля» с таким воодушевлением, что смотришь и поражаешься, ведь совсем недавно они ничего, кроме телефона, не видели.

Приготовьтесь к отдыху

– Но они же в «Тикток» с удовольствием всё это снимают, там танцуют, что-то придумывают. Почему бы им и здесь не самовыразиться?

– Конечно, есть 2–3% детей, которые категорически не хотят в лагере находиться, ищут любую причину, чтобы уехать, обманывают родителей. Но основная масса детей включается, даже если кто-то первый раз приехал, начинают знакомиться, обретают новых друзей, потом не хотят уезжать, плачут и обещают вернуться в следующем году.

– А вы в детстве когда-нибудь были в пионерлагерях?

– Я никогда не была, но, понимаете, я стараюсь маршами не отделываться. Стараюсь, чтобы дети были заинтересованы, чтобы могли делать то, что больше их увлекает.

– А есть какие-то рекомендации родителям, впервые оправляющим ребёнка на такой отдых?

– Очень важная деталь: детям 7–8 лет тяжело в лагере, особенно в первый раз. Какие бы у нас ни были лучшие вожатые, какие бы у нас ни были интересные мероприятия, но наступает ночь, когда ребёнок хочет увидеть маму. Хочет, чтобы она сказала ему ласковое слово, поцеловала перед сном, начинаются слёзы. Поэтому перед отправкой ребёнка в лагерь нужно его готовить. Зайдите на наш сайт. Покажите ребёнку заранее, где он будет отдыхать, где жить, какие есть на территории бассейны, развлечения и т. д.

Некоторые дети прямо в открытую радуются: «Слава богу, родители, 21 день я буду без вас!» Да и родители порой хотят провести время вдвоём. Но по большому счёту, как бы там ни было, с какими бы трудностями или радостями ни сталкивался ребёнок в лагере, здесь он получает определённую практику поведения в обществе. Школа есть школа, это обыденно, а в лагере есть возможность себя проявить. Потом родители пишут благодарности нашим вожатым за то, что дети почерпнули для себя что-то новое. У нас же не только конкурсы, но и обязательно мастер-классы. Например, работники столовой учат ребят готовить пиццу. Мне вот многие родители ещё с прошлого года звонили и говорили: «Спасибо, мы теперь каждый выходной едим пиццу».

Отзвуки ковида

– А какие болезни приезжают к вам лечить отдыхающие?

– Вообще, опорно-двигательную систему, кровообращение, неврологию. Это особенно востребовано после ковида. И мне тоже пришлось это пережить. У нас есть программы, которые дают результат, у нас большой перечень процедур. Также есть возможность докупить необходимые процедуры, если человек приехал по какому-то одному направлению, а ему нужно оздоровиться и в других.

– В начале года планировали серьёзную модернизацию и благоустройство некоторых территорий. Что удалось сделать?

– Многие дети приезжают к нам не первый год и видят, как меняются наши лагеря отдыха. Я общаюсь с ребятами.

Вот, допустим, в лагере «Дружба» мы благоустроили всю территорию, сделали дополнительную спортивную площадку. Там шикарная кондиционированная столовая. Сделали в корпусах очень хорошие ремонты и поставили новую красивую антивандальную мебель.

Холодное море под запретом

– За какой счёт вам удаётся это делать в рамках государственного предприятия?

– Мы зарабатываем деньги, работаем на хозрасчёте по ФЗ-223. Я умею экономить, чтобы потом иметь возможность вложить средства в модернизацию. Мы в этом году очень много нового сделали. Теперь у нас шведская линия везде. Провели много ремонтных работ в санаториях и благоустройство санатория «Дружба». А, например, детский лагерь «Дельфин» (он состоит из трёх территорий: бывший лагерь «Южный», лагерь «Лучистый» и недавно национализированный лагерь «Мультфильм») нуждается в строительстве дополнительного бассейна. В «Мультфильме» и «Южном» есть бассейны, а в «Лучистом» нет.

Море в этом году, сами знаете, долго не прогревалось. А детям-то нужны море, солнце и вода. Холодное море, кстати, ещё одна из причин недовольства родителей в этом сезоне. А согласно СанПиН Роспотребнадзора при температуре воды меньше 22 градусов мы не имеем права пускать детей в море. Мы только можем вывести дышать морским воздухом. Но на пляже организуем мероприятия, выносим колонки с музыкой, делаем там упражнения, дети танцуют и т. д. У нас очень хорошие в этом году вожатые благодаря Крымскому университету культуры, искусств и туризма. Его студенты были на практике. Хочу выразить благодарность руководству вуза. Очень жаль, что ребята работали с нами только первую смену. Какие они молодцы, как детей заинтересовали, как с ними работали! Если бы мы могли получить их на всё лето…

– У вас в основном вожатыми подрабатывают студенты, я правильно понимаю?

– Да, помогают РСО и наши учебные заведения. Кстати, вызывает удивление, что крымские студенты не рвутся подрабатывать. В Крыму, по-моему, 40 тысяч студентов в вузах всех уровней. В прошлом году мы вообще были «убиты наповал»: студенты не очень-то рвались работать в детских лагерях. Была настоящая битва за кадры перед сезоном. Спасибо главе республики Сергею Валерьевичу Аксёнову, зампредседателя Совмина РК Елене Романовской и министерству образования Крыма, что помогли организовать РСО, чтобы были вожатые. Теперь и КФУ, и КИПУ подключились. В этом году у нас есть вожатые даже из Луганска.

Не доехать, не доплыть?

– Я смотрела, вы в этом году активно заключали контракты. Последний – с московским департаментом труда и соцзащиты на полторы тысячи путёвок. Как я понимаю, именно путёвки для льготников обеспечивают вам «подушку безопасности»?

– Из 500 человек, которые должны были приехать от этого департамента, приехало 150. То есть эти путёвки не будут оплачены. А по госконтракту штрафных санкций не предусматривается. Люди не едут по разным причинам. И даже дело не в том, что кто-то боится. Тяжело с билетами, это одна из самых больших неприятностей. И вроде бы добавочные поезда пустили, но билетов нет. Потом все эти недоброжелатели, которые пишут, что якобы у нас мазут. Но его нет! Мы мониторим берег два раза в день и подаём сведения в администрации населённых пунктов, где наши объекты находятся.

В межсезонье мы принимаем отдыхающих по социальным путёвкам, но, к сожалению, их цена очень невелика. Мы выходим «в ноль». Но я всё равно иду на это, только чтобы сохранить коллектив, чтобы люди работали круглый год.

Хочу сказать, что огромную поддержку видим со стороны Министерства курортов и туризма Крыма. Работаем плотно с ним. Глава ведомства Сергей Александрович Ганзий, кстати, недавно ездил на форум, где общался с представителями органов власти и руководителями крупных предприятий из разных уголков страны. Хотим настроить их на круглогодичный отдых у нас.

– А крымчане могут к вам попасть по такой цене?

– По социальной – нет. Это только контрактная цена. Но у нас и так довольно доступные путёвки. Допустим, двухкомнатный люкс в высокий сезон стоит до четырёх с половиной тысяч с человека. Но туда входят лечение, трёхразовое питание, развлечения.

В этом году у нас приобрели путёвки профсоюзы с Байкала. Я разговаривала вчера с отдыхающим, им у нас так понравилось! Их профсоюз нас нашёл, но закупил путёвки через турфирму, которой мы должны выплатить вознаграждение. Если бы они вышли на нас напрямую, было бы дешевле.

Без убытков

– По некоторым данным, в прошлом году убыток у ГУПа был почти 66 млн рублей. Это так?

– У нас никогда нет убытка. Да вы что! Послушайте, мы даём отчёт по бухгалтерии. Мы заработали деньги благодаря приезду отдыхающих. Значительные налоги выплачиваем без задержек. У нас убытков нет.

– Я просто веду к тому, что многие ведомственные санатории, работающие сами, а не в составе крупного объединения с общей стратегией, жалуются, что средств на обновление, модернизацию нет. И потому от отдыха у них иногда отказываются даже льготники, которым путёвка положена.

– Можно жаловаться, но как бы мне ни было тяжело, я работаю с 16 лет и не сижу в кабинете. Старость меня дома не застанет: я в дороге, я в пути. Потому что нельзя, чтобы к тебе в кабинет приходили и отчитывались. Я сама еду и смотрю.

Вы знаете, какое у нас везде современное оборудование? Очень многое заменили. Много нового оборудования для физиотерапии. В этом году мы купим два дорогостоящих аппарата лазерной и магнитной терапии, потому что я на себе проверила их эффективность. При моих проблемах с ногами я хотя бы стала ходить. И эти аппараты не только улучшают работу суставов, у них огромный диапазон направлений. В Евпатории в больницах таких нет, но мы купим даже для межсезонья, для населения, чтобы люди могли пройти физиопроцедуры у нас. Есть и кислородная барокамера, и прекрасные галокамеры, и несколько разновидностей ванн. В этом году почти за миллион купили ещё одну ванну для санатория «Мечта».

Санкции и звёзды

– Из тех, кто покупает путёвки в «Солнечную Таврику», многие организации, вузы, предприятия и даже ведущий крымский банк – в санкционных списках США. Это показательно в плане качества отдыха.

– Да, они покупают путёвки через турфирмы. Мне тут прислали информацию, что на днях лично против меня санкции тоже ввели. Но я как-то об этом сильно не горюю. Когда мы принимали херсонских детей и они полгода жили в наших детских учреждениях, тоже мой портрет и портреты моих управляющих директоров совместно с президентом вывесили в СБУ как похитителей украинских детей.

В прессе где-то напечатали, что СБУ сильно возбудилась. И мне прислали ссылочку. Мне так понравилась моя фотография. Я так и написала: «Слава богу, что хоть фотография красивая».

В этом сезоне у нас опять будут отдыхать дети из Луганска, Донецка и Херсона по приглашению главы республики.

– Вы возглавляете «Солнечную Таврику» уже 10 лет. Какую сверхцель ставите?

– Однозначно главное – сохранение «Солнечной Таврики», даже вопросов нет, и глава республики это поддерживает. Но мне хочется довести объекты до «звёздности». У нас пока нет звёзд, а я хочу выйти хотя бы на три. Поэтому в следующем году планирую, что у нас появится большой открытый бассейн в санатории «Дружба», новый бассейн в детском лагере «Лучистый» и многое другое. Сейчас будем возрождать фактически из пепла национализированный детский лагерь «Мультфильм».

Жизнь как мотокросс

– Читала в СМИ, что вы при всех своих заботах и задачах успеваете передавать ещё и гуманитарку военнослужащим в зону СВО? Кто-то в соцсетях благодарил вас за джип для наших военных…

– На СВО погиб близкий мне человек. А я всей душой желаю победы нашим воинам и стараюсь помогать.

Есть у меня благодарственное письмо от воинской части за помощь. У подруги ликвидировалось предприятие, а там было всё, что нужно для строительства: и тросы, и трубы, и кабель. В инженерную часть два КАМАЗа нагрузили. Потом, когда разбомбили полевой госпиталь, помогали с подругой медикаментами.

Был также у нас на балансе джип, а я человек не амбициозный, чтобы ездить на таких машинах. Предали от «Солнечной Таврики» – он был почти в идеальном состоянии, единственное, что головка двигателя была поломана. Сейчас ещё и автобус, и КАМАЗ передали.

Я одинокий человек, в 2013 году потеряла всю свою семью буквально за два месяца. И я хочу сказать, мне нравится жить для людей.

– Я знаю, что в молодости вы занимались экстремальными видами спорта. Вы рисковый человек?

– Да, я человек решительный, не пасую перед трудностями, концентрируюсь в любой тяжёлой нестандартной ситуации. Беру себя в руки, довожу работу до конца. Вообще, по жизни чем мне труднее, тем лучше, больше драйва. Мне важно, чтобы всё время было какое-то состояние броска.

блицопрос

– С чего начинается ваш день?

– С молитвы.

– Опишите себя тремя словами.

– Целеустремлённость, ответственность и жёсткий характер.

– Главное, что необходимо в вашей работе?

– Разбираться во всём, но нико-гда не стесняться спросить у подчинённых, если я какой-то вопрос не знаю до конца.

– За что любите жизнь?

– Жизнь люблю за то, что утром проснулась, солнце, люди идут, кто-то спешит, кто-то радуется, кто-то плачет. Жизнь – это люди, окружающие меня, за это люблю.

– Любимое место в Крыму?

– Маленькая церквушка Покрова Пресвятой Богородицы в Ялте, когда по нижней дороге спускаешься от Ливадии к Ореанде. Она на горке стоит.

Ольга НАГОРНАЯ

Источник: Крымская газета

Топ

Лента новостей