В тихом городке Старый Крым есть улица, словно созданная для литературного паломничества. Скромная и неприметная на первый взгляд, она уникальна тем, что здесь расположились сразу три литературных музея.
Литературный сад
До революции она носила название Садовой, и это имя точно отражало её сущность: утопающие в зелени дворы, цветущие каштаны и орехи, создающие особую атмосферу, которая так притягивала литераторов. Улица идёт параллельно центральной улице Ленина и выделяется среди других приличным асфальтовым покрытием. Впрочем, как отмечают местные жители, это имеет и обратную сторону: по хорошей дороге автомобили ездят чаще, нарушая тишину литературного уголка. Преимущественно одноэтажная застройка характерна для всего Старого Крыма, и улица Карла Либкнехта не исключение.
Среди строений особо выделяется красивый дореволюционный дом, к сожалению, находящийся в плачевном состоянии. Сохранились фотографии 1930–1940-х годов дома доктора Н. С. Карджиева на улице К. Либкнехта, 36. На южном фасаде этого здания когда-то красовались элементы модерна, а просторные комнаты были наполнены светом. Интересна также история дачи художника С. Долгополова, поэтессы Н. Вержховецкой и К. Уманской, расположенных в западной части улицы. Дача Уманской, окружённая соснами и виноградником, долгое время служила пансионом для лёгочных больных.
Но главными жемчужинами улицы являются дома-музеи Александра Грина и Константина Паустовского. В доме № 52 провёл последний месяц своей жизни автор «Алых парусов» и «Бегущей по волнам». Скромное жилище с небольшим садом стало первым и последним собственным домом Грина за всю его 52-летнюю жизнь. Писатель скончался здесь 8 июля 1932 года и похоронен на старокрымском кладбище. Сейчас дом окружён деревьями и почти не отличается от соседних строений-ровесников, но бронзовый бюст писателя на полутораметровом постаменте, мемориальная доска и огромный якорь у фасадной стены напоминают о его особом статусе.
След Паустовского
Константин Паустовский впервые посетил Старый Крым в 1934 году, чтобы поклониться могиле Александра Грина – своего кумира. С тех пор он неоднократно возвращался в этот небольшой городок. В Старом Крыму Константин Паустовский останавливался в доме № 31 на улице К. Либкнехта, у медсестры Веры Романовны Олейниковой (Рутковской).
Паустовский был очарован Старым Крымом, о котором писал: «Весь Старый Крым в цвету, в распустившихся орехах и каштанах... неправдоподобный воздух, очень душистый, мягкий и прозрачный. Я работаю. Здесь очень хорошо работать в саду...» Он называл этот город «местом, где хотелось остановить время, чтобы не терять ощущение молодости» и отмечал, что «восточный Крым был полон цветения и тишины. Это была особая замкнутая страна, непохожая на все остальные части Крыма...»
Под впечатлением от крымской жизни мастер слова создаёт такие произведения, как «Чёрное море», «Синева», «Бриз», «Снег», «Робкое сердце», «Умолкнувший звук», «Встреча», «Черноморское солнце», «Песчинка», «Морская прививка», «Парусный мастер». Поразительно, как много творческих сил давало писателю это место.
В одном из писем Паустовский признавался: «Может быть, ещё попаду в Старый Крым, для меня этот городок полон какой-то особой привлекательности после того, как в нём жил Александр Степанович...» И действительно, он возвращался сюда снова и снова, словно черпая вдохновение из самого воздуха города, хранящего память о Грине.
Сейчас в доме, где останавливался Паустовский, также музей. Скромное жилище хранит предметы быта писателя, его рукописи и фотографии. Для литературоведов и почитателей творчества писателя это место обладает особой притягательной силой: здесь можно ощутить атмосферу, в которой создавались произведения, ставшие классикой русской литературы XX века.
Парадоксально, но улица, где расположены музеи Александра Грина и Константина Паустовского, а также литературно-художественный музей, до сих пор сохраняет название в честь Карла Либкнехта – немецкого социалиста, имя которого мало кто сегодня вспомнит. Местные жители и краеведы не раз высказывали предложение переименовать улицу в Литературную или Музейную, что гораздо точнее отражало бы её сущность и культурное значение. Ведь именно литературное наследие, а не революционное прошлое делает эту улицу уникальным местом на карте Крыма.
Олег АНФАЙЛОВ.