Эксперты уверены, что она окончательно поможет вывести из тени определённые нюансы деятельности управляющих компаний и ресурсников.
Без сучка и задоринки
Можно много говорить о ГИС ЖКХ, о приложении «Госуслуги.Дом» и других инструментах, но это федеральные проекты, в которых принцип «без сучка и задоринки» пока реализован не в полной мере. Крым на этом фоне активно вносит свою лепту в цифровизацию сферы ЖКХ, предлагая и внедряя цифровые продукты в жизнь республики. Пример – приложение «Коммуналка», автоматизирующее взаимодействие жильцов и управляющих компаний. Сервис бесплатный для жителей, но платный для управляющих компаний, которые с помощью этого инструмента с лёгкостью оптимизируют работу, как предписывают законодательство и лицензионные требования. Инструмент разрабатывает группа компаний, входящая в Торгово-промышленную палату Республики Крым.
– Изначально это было просто мобильное приложение для передачи показаний счётчиков и оплаты услуг ЖКХ одной кнопкой. Сегодня это выросло в целую цифровую экосистему в части ЖКХ, которая имеет три вектора. Первый – делать жизнь крымчан проще и удобнее, чтобы можно было взять смартфон и решить любой вопрос, связанный с ЖКХ. Второй вектор – цифровизация различных сервисов уже для поставщиков услуг (это ресурсо-снабжающие организации, управляющие компании и прочие участники рынка ЖКХ-услуг), – говорит председатель Комитета по предпринимательству в сфере ЖКХ Союза «Торгово-промышленная палата Республики Крым», руководитель крымского проекта «Коммуналка» Денис Шиндин.
В реестре видно всё, ты так и знай
Третий вектор крымских разработчиков, по сути, цифровизация региональных данных ЖКХ.
– Мы подписали соглашение с Инспекцией по жилищному надзору РК. Задача – сделать так, чтобы правительство Республики Крым получало актуальную информацию о состоянии дел в республике в части ЖКХ, могло быстро принимать правильные управленческие решения, планировать работу дальше. Совместно с Жилищной инспекцией мы сделали новый публичный реестр всех многоквартирных домов Крыма. Он опубликован на сайте инспекции, – отмечает Денис Шиндин.
Здесь можно найти достоверную информацию об МКД вплоть до года постройки, этажности, степени благоустройства, других технических характеристик, которые дают понимание, насколько объективна тарифная политика в доме.
– Мы пользуемся этим реестром, который даёт нам возможность постоянно актуализировать сведения об МКД. Видим, какие размеры платы по каждому многоквартирному дому по Республике Крым. Потому что очень часто жители обращаются к нам с вопросом, почему у нас в доме, допустим, размер платы 19 рублей, а у соседнего дома – 16. Бывает, что управляющие компании думают, что текущий размер платы им нецелесообразен для обслуживания дома, и повышают размер платы самостоятельно (это незаконно без решения общего собрания владельцев квартир. – Ред.), – говорит замначальника Инспекции по жилищному надзору РК, заместитель главного государственного жилищного инспектора Республики Крым Елена Кухоль.
По её словам, только за первое полугодие Жилищная инспекция провела около 220 проверок управляющих компаний.
– Это комплексные проверки по любым фактам плюс 94 документарные проверки. На основании их результатов людям были возвращены деньги за неоказанные услуги. То есть мы запрашиваем протоколы общих собраний и акты выполненных работ, и управляющая компания обязана вернуть деньги людям на счёт, – отмечает представитель инспекции.
Безопасность в «цифре»
Цифровизация должна дать ответ на главные вопросы: за что мы платим и что можем требовать от управляющей компании?
– Управление домом – это сложнейшая система, которая обеспечивает безопасность жизнедеятельности людей. Наше жильё – квартира – должно быть безопасным. Вовремя должны проводиться проверки дымовых и вентиляционных каналов, тех-обслуживание внутридомового газового оборудования и т. д. К сожалению, в 20–30% квартир ежегодно не попадает проверка. А цифровые технологии (обеспечивая взаимодействие, контроль и отчётность. – Ред.) должны нам помочь в этом отношении, – говорит директор АНО «ЖКХ Контроль Республики Крым» Анатолий Петров.
Какие же «фишки» уже внедрили крымские разработчики в крымскую сферу ЖКХ? В первую очередь это сервис круглосуточных диспетчерских, когда у жильцов в случае аварий отпадает необходимость безуспешно обрывать телефоны управляющей компании, которая, условно, работает до шести, а в худшем случае даже не имеет аварийной службы.
– Имея большой опыт во внедрении кол-центров, мы стали помогать управляющим компаниям переводить их номера в «цифру», в IP-телефонию и делать их многоканальными. Это позволяет человеку всегда дозвониться. Стали внедрять и автоматические голосовые уведомления. Когда в каком-то доме возникает проблема и оператор понимает, что сейчас ему позвонят все жители этого дома, а аварийка уже выехала, оператор пишет текст и включает на аварийный номер. Все звонящие получают из этого сообщения исчерпывающую информацию о том, как решается проблема. 55% звонящих после этого точно не будут обрывать телефоны ресурсников, – говорит Денис Шиндин.
Здравствуй, робот
Следующий инструмент – робот ADS, который заменяет десятки операторов. Голосовой робот подключается, когда очень большая очередь звонков от жителей. В соответствии с законодательством робот регистрирует аварийную заявку в единой базе, присваивает ей номер, сообщает жителю номер этой заявки. И операторы берут её в работу.
Если человек зарегистрировался в приложении и указал там свой адрес и проблему (например, отключилось электричество), то к нему адресно также придёт разъяснительное пуш-оповещение, что случилось, какие ремонтные работы ведутся. Также инструмент позволяет отправлять аварийные заявки и не висеть на телефоне. Человек просто фотографирует проблему и, отсылая информацию через приложение, может быть уверен, что его обращение документально фиксируется.
– Сейчас ведём работу со всеми нашими ресурсниками именно по цифровизации заявок. Начали с «Крымэкоресурсов» (оператор по обращению с ТКО. – Ред.). У них платную услугу вывоза строительного мусора можно было заказать только в офисе, подписав договор, получив счёт и оплатив его. Совсем скоро это можно будет сделать в приложении (согласиться с офертой, оплатить и получить уведомление, когда при-едет машина для мусора). Ведём такие же переговоры с ГУП РК «Крымгазсети», ГУП РК «Крым-энерго», дабы все их так называемые нетарифные платные услуги (техобслуживание внутридомового газового оборудования, распломбировки и прочие), можно было заказать прямо из дома, – отмечают крымские разработчики.
Ольга НАГОРНАЯ.