"Без риска нет меда": каково быть пчеловодом в Крыму

"Без риска нет меда": каково быть пчеловодом в Крыму
СИМФЕРОПОЛЬ, 24 июля – РИА Новости Крым. Пчеловодство в Крыму тесно сопряжено с рисками и множеством особенностей региона. Каждый день приходится противостоять новым вызовам: от природных капризов до завезенных вредителей. Об этом рассказал пчеловод Иван Лисоматка.

Он подчеркнул, что пчеловодство – дело мирное и спокойное только на первый взгляд. В действительности же это сплав выносливости, знаний, наблюдательности и любви к природе. Особенно в Крыму, где из-за причуд погоды сезон медосбора может оборваться раньше, чем успеешь раскрыть рамки улья.

"Пчела, как машина. Залил бензин (имеется ввиду нектар – ред.), полетела. Если у нее случайно в полете заканчивается мед – падает замертво. В этом году на подсолнухе было всего три дня нектара, и то с привесом не более 800 граммов – в то время как средняя пчелосемья съедает 800-1000 граммов в день, чтобы просто поддерживать жизнедеятельность", – объясняет Иван Лисоматка.

Он также добавил, что опасность заключается и в самих цветах. Например, тот же подсолнух, когда нет жары и дождей, начинает защищать себя и выделять клей – защитную смолу. Попав в него, пчела слепнет и погибает.

"Бывало привозишь четыре улья. Через дней 10 возвращаешься, а у тебя остается всего два полноценных улья. Так что надо четко понимать, где и когда можно оставлять пчел", – подчеркнул пчеловод.

Иван Лисоматка отметил, что крымским пчеловод – это, в первую очередь, кочевник. Стационарная пасека, по его словам, невыгодна на полуострове. Растения быстро отцветают и надо "мчаться дальше". В одном месте нектар закончился – собрался и поехал на другое. В Крыму пасеки разъезжают на большие расстояния, преодолевая сотни километров.

Такая мобильность спасает урожай и помогает выбрать оптимальные точки – рапс, кориандр, подсолнух, дикорастущие растения. Именно этим объясняется высокая вкусовая и экологическая ценность крымского меда, объясняет пчеловод.

Еще одну опасность представляют вредители, болезни и пестициды. Если с последними в настоящее время решение найдено – пчеловоды и фермеры заранее обговаривают как, когда и какими препаратами обрабатывать поля, – то пчелиные "нозологии" и паразиты остаются проблемой.

"Нам завезли американский и европейский гнилец, клеща варроа и тропилаелапса – паразита, который уничтожает расплод. С ним можно справиться одним способом – перекрыть доступ к личинкам – и он вымирает. А вот болезни быстро распространяются между семьями пчел, особенно в безвзяточный период (время, когда пчелы не собирают нектар и пыльцу – ред.). Лечить приходится методом изоляции матки и иногда муравьиной кислотой", – поделился Иван Лисоматка.

Основным явлением, с которым приходится особенно считаться пасечникам, остается погода. По его словам, климат с каждым годом становится все более непредсказуемым. В 2025-м в регионе засуха. Урожайность от 5 до 7 килограммов меда на семью против привычных 20.

И все же в Крыму по-прежнему больше 70 тысяч пчелосемей, сообщает замминистра сельского хозяйства Республики Николай Тютюник. Только за прошлый год было собрано более 1000 тонн меда – по статистике. Реальные объемы выше, уверяет он: большинство пасек не входят в юридическую отчетность, но активно работают.

"Этот год достаточно сложный по медосбору, однако, мы не прогнозируем каких-либо значимых уменьшений в производственных объемах. Так что присутствие крымского меда на рынках республики будет в необходимых объемах, никакого дефицита", – уверил замминистра.

Источник: РИА Новости Крым

Топ

Лента новостей