Мастер света: крымское наследие Куинджи

Мастер света: крымское наследие Куинджи

Для Архипа Куинджи Крым был не просто местом вдохновения – это была земля его предков и его собственный приют. Родившийся в семье греческих переселенцев из Крыма молодой Архип впервые посетил полуостров летом 1855 года.

Начало пути

Свою художественную карьеру Куинджи начал именно с южных пейзажей. В юности он побывал в мастерской Ивана Айвазовского в Феодосии, что определило его дальнейший творческий путь. Первая работа, представленная им на соискание звания художника в 1868 году, носила название «Татарская сак-ля в Крыму при лунном освещении». Символично, что именно крымский сюжет стал пропуском Куинджи в мир профессионального искусства.

В 1886 году, уже будучи признанным мастером, 45-летний художник приобрёл два участка земли на Южном берегу Крыма общей площадью около 245 гектаров. Один из них располагался в районе нынешнего посёлка Кацивели, около мыса Троицы (в прошлом – мыса Кикинеиз), другой – в Кикинеизе (современное село Оползневое). Здесь Куинджи построил разборный летний дом, где проводил время со своей женой.

Всё свободное время в Крыму художник посвящал созерцанию и творчеству. Часами он наблюдал за морем, пытаясь уловить игру света и цвета в его волнах, любовался скалой Узун-Таш, которая часто появляется на его полотнах. Именно в этот период формируется особый крымский цикл работ мастера.

Крымское наследие Куинджи

Сегодня имя Архипа Куинджи продолжает звучать в Крыму. В Алупке по адресу: улица Розы Люксембург, 24, находится музей-квартира художника. В этом доме Куинджи неоднократно останавливался во время своих крымских путешествий. Музей воссоздаёт атмосферу, окружавшую пейзажиста, знакомит посетителей с его жизнью и творчеством. Помимо музейной экспозиции, в здании функционирует художественная школа, что символично продолжает просветительскую деятельность самого Куинджи, который был известным педагогом.

Особая гордость Крыма – картины Куинджи, хранящиеся в Симферопольском художественном музее. В его коллекции три работы мастера: «Лунная ночь на Днепре», «Сосна» и «Эльбрус».

Заведующая отделом по научно-экспозиционной деятельности Симферопольского художественного музея Александра Кугушева рассказывает об уникальности местной «Лунной ночи на Днепре»:

– У нас авторская версия «Лунной ночи на Днепре». Это называется реплика. Оригинал, который он написал немного раньше, хранится в Русском музее, а у нас – более поздняя авторская вариация. То есть он её писал уже на заказ, и потом подобные реплики теми или иными путями оказались в галереях.

Картина доступна посетителям в постоянной экспозиции музея, однако её состояние требует особого внимания специалистов.

– Наша «Лунная ночь» не может участвовать в выездных выставках. Реставраторы говорят, что после того, как она в 2019 году съездила в Третьяковку, её нужно вообще по-хорошему снять для консервации. Это один из ключевых экспонатов, поэтому он у нас не снимается, – поясняет Кугушева.

Именно поэтому знаменитая «Лунная ночь» не будет представлена на текущей выставке в Севастополе. Однако это не умаляет значимости экспозиции, открывшейся 10 июля в Российской галерее искусств Севастополя. Выставка «К2. Куинджи – Крымов» действует до 28 сентября и представляет собой уникальный проект, объединяющий работы двух выдающихся русских пейзажистов. Посетители могут увидеть, как художники разных эпох, работая в одном жанре, по-разному интерпретировали природу.

Помимо этой экспозиции, в течение юбилейного года в различных музеях Крыма проходят тематические выставки, лекции и мастер-классы, посвящённые наследию Архипа Куинджи. Особое внимание уделяется крымскому периоду его творчества.

Наследие Куинджи в Крыму включает в себя не только музейные экспонаты, но и земли, которые некогда принадлежали художнику. В ноябре 1909 года, незадолго до своей смерти, Куинджи передал свои крымские владения обществу своего имени, которое он основал для поддержки молодых художников. Это решение отражает его стремление создать в Крыму колонию художников – место, где творческие люди могли бы жить и работать, вдохновляясь красотой природы полуострова.

Крымские пейзажи запечатлены во многочисленных работах мастера: «Вид на берег и море с гор. Крым», «Море. Крым», «Морской прибой. Крым», «Крым. Южный берег», «Ай-Петри. Крым», «В Крыму», «Узун-Таш. Крым», «Крым. Яйла». В фондах Русского музея хранится более 50 этюдов и несколько крупных законченных и незавершённых произведений, связанных с природой полуострова. Эти работы демонстрируют эволюцию творческого метода художника, который всё дальше отходил от традиций академической школы и подражания Айвазовскому, вырабатывая собственную неповторимую манеру в живописи.

В крымском цикле художник продолжил свои эксперименты с цветом и светом, которые позднее принесли ему мировую славу. Куинджи мастерски передавал всю красоту морских волн, горных склонов, солнечного света и лунного сияния. Его работы, созданные в Крыму, стали вехой не только в творчестве самого мастера, но и в развитии всей русской пейзажной живописи.

Спустя 115 лет после смерти Архипа Ивановича Куинджи его имя продолжает жить в Крыму – в музеях, картинах, названиях улиц и в памяти благодарных потомков, которые не устают восхищаться его непревзойдённым мастерством игры света и цвета.

Олег АНФАЙЛОВ.

Источник: Крымская газета

Топ

Лента новостей