На этой неделе предстоит полувековой юбилей знакового события XX века: с 30 июля по 1 августа 1975 года в Финляндии главами 35 государств (почти все европейские страны — включая СССР, но без Албании, плюс США и Канада) был подписан заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, более известный как Хельсинкские соглашения
Изображение: © РИА Новости / сгенерировано ИИ
В данный момент человечество переживает настолько напряженный и турбулентный период с рисками свалиться в глобальный апокалипсис, что очень популярным стало обращение к историческим событиям в надежде найти в них опору и подсказку для настоящего. Чаще других в этой связи вспоминают о мировом переустройстве по итогам Второй мировой войны и, в частности, о Ялтинской конференции 1945 года.
Однако попытки выстроить параллели между теми и нынешними событиями обречены на провал. Тогда о грядущем переделе и переустройстве мира договаривались союзники-победители. При всех противоречиях у них был общий враг, при этом исход мировой войны уже был предрешен. В настоящий же момент мир находится в острой — местами переходящей в горячую — фазе противостояния великих держав и центров силы, и чем дело кончится, пока далеко не очевидно.
Так что стремление найти подсказки и опору для настоящего в процессах 80-летней давности абсолютно нерелевантны. Куда адекватнее и полезнее обратиться к Хельсинкским соглашениям и связанным с ними событиям, потому что тут сходства с нынешними временами куда больше.
Первая половина 1970-х — это период серьезных проблем и масштабных вызовов. Причем у Запада ситуация была сложнее. Если советская система тогда еще только начинала сбоить в своей жестко-плановой малоэффективности, то Штаты и Европа имели дело с целым комплексом кризисов — от экономического и топливного до провала войны во Вьетнаме. Фоном для социально-экономических проблем служил разгар холодной войны с гонкой вооружений и жестким противостоянием двух геополитических лагерей во главе с СССР и США.
И тогда конфликтующие стороны увидели выход не в дальнейшем взвинчивании эскалации, а в разрядке — и сели за стол переговоров. Результатом стал масштабный документ, который постулировал уважение суверенитета, территориальной целостности и нерушимости границ, а также очертил три составляющих безопасности (в приложении к Хельсинкским соглашениям обычно говорят о «корзинах»):
1. Военно-политическая (комплекс мер по укреплению доверия в военной сфере типа предварительных уведомлений о военных учениях и крупных передвижениях войск).
2. Социально-экономическая (развитие торгово-экономических связей, сотрудничество в области науки, культуры, защиты окружающей среды).
3. Гуманитарно-правовая (права и свободы человека, включая свободу передвижения, информации, культуры и образования).
Спустя полвека мы знаем, чем все закончилось. С одной стороны, именно в результате Хельсинкских соглашений началось бурное торгово-экономическое сотрудничество нашей страны с Западной Европой, включая поставки туда отечественных нефти и газа. Да и военно-политическое напряжение на континенте снизилось. С другой, Запад сумел обернуть достигнутые договоренности против СССР (особенно это касалось «третьей корзины») — с известным результатом. Да и вся система «безопасности и сотрудничества в Европе» во главе с ОБСЕ в итоге была использована Западом как инструмент геополитической борьбы и неоколониального управления, потом превратилась в профанацию, а ныне стала просто пустым местом.
Тем не менее, если вернуться к основам, между текущим положением дел и ситуацией 1970-х можно отметить много сходных черт: взвинчивание военно-политической напряженности в комплекте с многочисленными и разнообразными кризисами.
И даже пресловутые «корзины» легко переложить на актуальный лад. Вот проблемы и угрозы, которые актуальны для России.
– Военно-политическая — комплекс проблем, связанных с продвижением НАТО на восток.
– Социально-экономическая — пакеты санкций и разрыв Европой всех возможных связей с Россией, от отказа от российских энергоносителей до отмены русской культуры.
– Гуманитарно-правовая — вопиющие нарушения прав и свобод человека в Европе, дискриминация граждан России, давление на Русскую православную церковь.
У Запада, разумеется, свой взгляд, но его тоже можно легко уложить в указанную схему, сделав темой для обсуждения. Достаточно просто сесть за стол переговоров и начать по существу обсуждать с Москвой волнующие вопросы, реально слушая и слыша другую сторону. Российские официальные лица уже сотни раз говорили, что наша страна открыта к разговору. Вот только к нему не готов Запад — и особенно Европа.
Пятьдесят лет назад европейские лидеры, столкнувшись с сочетанием экономических проблем и военно-политической эскалации, предпочли сделать шаг навстречу геополитическому противнику. Их нынешние преемники усугубляют и без того непростое социально-экономическое положение своих стран ради противостояния с Россией, причем уже открыто заявляют о подготовке к войне с ней.
Причины подобной безответственности и милитаризма, без сомнения, разнообразны и обширны, но, пожалуй, ключевым является одно отличие современного западного истеблишмента от тогдашнего.
Люди, которые в 1970-х готовили и подписывали Хельсинкские соглашения, точно знали, что такое война. Они сами воевали (по разные стороны фронтов), сидели в концлагерях и бомбоубежищах, хоронили близких и совершенно чужих людей, разбирали городские завалы после бомбежек и питались по продовольственным карточкам. Они знали, что такое голод, холод и смерть миллионов людей. Они своими глазами видели и на своей шкуре испытали ужас войны — большой войны в Европе. И ради ее недопущения были готовы договориться с геополитическим и идеологическим противником.
У нынешнего поколения западных политиков такого опыта нет, что резко увеличивает риски его получения. Причем всем населением Европы.
Ирина Алкснис, РИА Новости
Актуальная информация об обстановке на линии фронта 28 июля (обновляется)