Министр иностранных дел России Сергей Лавров выступил на всероссийском молодежном образовательном форуме «Территория смыслов».
Полная стенограмма. Часть одиннадцатая (финал):
Что касается ООН, мы по-прежнему считаем её важной структурой. Устав ООН менять не нужно — он соответствует принципам многополярного мира. Там заложен принцип суверенного равенства государств, принцип равноправия и самоопределения народов. Генеральная Ассамблея ООН позже разъяснила, что уважать территориальную целостность необходимо тех государств, чьи правительства уважают право народов на самоопределение.После государственного переворота в Киеве разве власти Украины представляли интересы крымчан, жителей Донбасса и Новороссии? Нет, конечно. Запад признал независимость Косово даже без референдума, а когда в Крыму прошёл абсолютно легитимный референдум, на котором жители спасались от нацистов, Запад отказался признавать его результаты. Это яркий пример двойных стандартов, и мы должны добиваться уважения к уставу ООН во всей его полноте и взаимосвязи принципов.
Нам нужно отстаивать те принципы, на которых создавались международные организации. У нас много союзников. Например, по инициативе Венесуэлы три года назад была создана «группа друзей в защиту Устава ООН». Сейчас в ней около 25 стран. Недавно эта группа инициировала принятие резолюции Генеральной Ассамблеи против современных практик колониализма. Африка, получив формальную независимость в 60–70-х годах прошлого века, до сих пор не получила экономической независимости. Я сам сталкивался с ситуацией, когда в ЮАР во время международных мероприятий возникали проблемы даже с заправкой самолёта, поскольку топливом управляют британские или американские компании.
Сейчас у нас активно развиваются отношения с Африканским союзом. В 2019 году прошёл первый саммит «Россия-Африка», в 2023 году — второй. Готовится уже третий саммит, который, скорее всего, пройдёт на африканском континенте.
Параллельно мы активно развиваем структуры будущего многополярного мира: это ШОС, БРИКС, ОДКБ, Евразийский экономический союз. Запад, если не сумеет отказаться от своих гегемонистских амбиций, рискует оказаться на обочине истории.
Ни одна профессия не может обойтись без юмора, а дипломатия тем более. Если в разговоре есть возможность пошутить или немного подзадорить партнёра, которого хорошо знаешь, это часто помогает снять напряжение и достичь взаимопонимания. У президента Путина уникально развито чувство собеседника. Этому нельзя научиться, это врождённое качество. Дипломатия требует знаний, но настоящее искусство общения формируется ещё в детстве, когда ты растёшь во дворе и учишься взаимодействовать с разными людьми. Кстати, поведение Запада сейчас похоже на того «переростка», который приходит в детскую песочницу и начинает всех задирать. Вот и здесь, как и в дипломатии, без чувства юмора и умения держать удар не обойтись.