В посёлке Гвардейское под Симферополем завершили реконструкцию исторической арки.
Кропотливая работа по её воссозданию заняла у специалистов практически год. Теперь сооружению хотят присвоить статус объекта культурного наследия.
Восстала из руин
Этот объект стал для местного населения знаковым, даже историческим. Арка построена ещё в довоенные годы и с начала 1990-х находилась в разрушенном состоянии. Её буквально восстановили из руин. Как рассказал архитектор-градостроитель, член Крымского регионального отделения Союза архитекторов России Роман Рущак, реставрацию исторического объекта закончили на несколько недель раньше намеченного срока. Кроме того, сооружение украсили вылепленные вручную эпичные 2,5-метровые скульптуры архангелов.
– Всё было снято вплоть до основных элементов конструкции стен. Это не восстановление первоначального объекта. Когда приступили к строительным работам, уже понимали, что, по сути, от того, что есть, ничего не останется. Архитектурная эстетическая составляющая была на низком уровне, поэтому нужно было придать арке новый облик, – поделился Рущак.
По его словам, до реконструкции стены были в неприглядном состоянии. Теперь современное сооружение дополнил воссозданный арочный пролёт высотой восемь метров.
– Арка была готова уже в декабре прошлого года. Затем за кропотливую работу принялся известный скульптор Илья Шанин. Это полностью авторская работа, она нигде не повторялась. Скульптуры архангелов Михаила и Гавриила изготавливались в несколько этапов, и только на создание модели специалистам понадобилось примерно три месяца. Один из готовых элементов представляет собой архангела Михаила, который держит щит. Этот образ часто используется в православной вере. Рядом с историческим объектом находится церковь. Более того, архангел – защитник и предводитель небесного воинства, и символы переплетаются с самим назначением посёлка Гвардейское (рядом находится военный гарнизон – Ред.). Мы искали идентичность, – рассказал архитектор.
По его словам, подобные объекты реконструировать сложно. Часто в процессе случаются сюрпризы – например, дополнительные работы или расход материалов, изменения проектных решений.
Без излишеств и пафоса
– Проект согласовывался с администрацией и общественностью. Если что-то идёт, скажем, «не по плану», предусматриваются дополнительные меры. Это то, с чем сталкивается любая реконструкция, ведь предугадать всё невозможно, – добавил специалист.
Наш собеседник отметил, что в конструкции есть сложные элементы, такие как карнизы. Специалисты намеренно ушли от использования крымского камня по техническим соображениям. Облицовку культурного объекта выполнили из натурального камня, привезённого из Дагестана.
– С крымским камнем тяжелее работать, получилось бы много отходов, к тому же сам материал неоднородный. Изначально планировали использовать наш севастопольский известняк, но он не подошёл по техническим параметрам. Камень из Дагестана оказался удобней в плане обработки, и у него большая цветовая палитра, – объяснил архитектор.
Как отметил специалист, реконструкция была выполнена в классическом стиле, без использования различных вензелей. Так задумано – без излишеств и пафоса.
Анастасия ЧЕБАНОВА.
Подписывайтесь на наш канал в Дзен