Мы спросили экспертов о запросах на рынке недвижимости, чего ждут покупатели от приобретаемого жилья и перспективах развития строительной отрасли.
В ТРЕНДЕ НОВОСТРОЙКИ
Рынок недвижимости стремительно меняется. Год назад на пике популярности была вторичная недвижимость. Сегодня её позиции заметно сдали: в тренде новостройки, которые идут в ногу с семейной ипотекой. Сейчас в основном приобретают жильё либо по семейной ипотеке, либо за наличные.
В Крыму основными зонами продаж остаются Симферополь и Алушта. Перспективность районов напрямую зависит от потребностей покупателей: одним важна близость к работе, другим – инфраструктура и окружение, третьим – доступность побережья.
На вторичном рынке спрос снизился. Это связано с тем, что ранее цены искусственно завышались.
– Примерно два года назад трёхкомнатная квартира с ремонтом могла стоить 10–12 миллионов рублей, а сегодня – 9 миллионов и меньше. Люди стали разборчивее: многие замечают недостатки и выбирают между новостройками и вторичкой осознанно, – отмечает руководитель отдела продаж одного из агентств недвижимости Татьяна Фрост.
КЛУБНЫЙ КОМФОРТ
В Крым заходят в том числе и федеральные застройщики. Они не просто строят жильё, а создают полноценную инфраструктуру: школы, детсады, коммерческие площади. Именно такой комплексный подход одна из компаний собирается реализовать и в Крыму.
В одном из строящихся премиальных жилых комплексов на Южном берегу минимальная стоимость квартиры начинается от 8,7 млн руб. за студию площадью 26 кв. м. Верхняя планка – 28 млн руб. за 90 кв. м. Мы поинтересовались, чем обусловлена такая цена. Как оказалось, более дорогие квартиры расположены на верхних этажах и из их окон открывается лучший вид.
– Наша вилла – это клубный формат жилья: всего три дома по четыре этажа, закрытая территория с въездом через ворота и круглосуточной охраной. Для семей с детьми предусмотрены благо-устроенные детские площадки, а для взрослых – зоны отдыха и спортплощадки. Квартиры в комплексе площадью от 26 до 100 кв. м, с панорамными видами, открытыми лоджиями и террасами, – рассказывает представитель застройщика Мария
Калифкина.
МОЩНЫЙ РОСТ
Директор департамента продаж одного из крымских застройщиков Елена Драгоненкова отмечает, что в регионе наблюдается мощный рост экономики и рынка недвижимости.
– Например, мы презентуем два основных проекта. Первый – жилой комплекс, расположенный в районе села Молодёжного. Его преимущества – конкурентоспособная цена, удачная планировка квартир и сильная архитектурная концепция. Второй проект – в Джанкое, где мы единственный застройщик, старт строительства намечен на ближайшее время. Гордимся тем, что можем предложить доступные цены – от 140 тысяч рублей за квадратный метр. У нас беспроцентная рассрочка, индивидуальные условия для каждого клиента, – рассказывает Елена.
По её словам, в последние годы покупатели стали более требовательными: люди хотят иметь хороший вид из окна, качественные входные группы и благоустроенные дворы.
С удорожанием стройматериалов растут и цены на недвижимость. Но наша собеседница считает их доступными.
– Конечно, жильё подорожало. Но если разобраться, оно остаётся доступным, особенно с учётом ипотечных программ, пусть и под 6% годовых. Никаких подвод-ных камней у ипотеки нет. Государство предлагает гражданам низкий процент (6%), тогда как обычная ипотека уже может достигать 30%. Это очевидная выгода: многие клиенты понимают, что семейная ипотека позволяет купить новое жильё дешевле и быстрее, – рассказывает Татьяна Фрост.
МОЛОДОЙ РЫНОК
– Сейчас рынок Крыма насыщается предложениями, и это помогает сдерживать рост цен. Покупатель может сравнить несколько проектов: кто-то даст скидку, кто-то предложит более удобную планировку или дополнительные удобства – например, благоустройство, парковку, бассейн. Это и есть здоровая конкуренция. Но нужно понимать, что недвижимость у моря не может быть дешёвой. Это правило рынка. Чем больше вариантов, тем острее конкуренция. Это заставляет застройщиков предлагать больше удобств и сервисов, а не просто квадратные метры, – отметил управляющий агентства «Крылья», организатор ярмарки недвижимости Александр Колусенко.
Крымский рынок ещё молод и голоден. Но потенциал, по мнению Колусенко, огромный.
– У нас есть горы, море, инфраструктура. В Сочи и Краснодаре свободных площадок почти нет. А здесь рынок, который только начинает развиваться. Появляются новые проекты – жилые и рекреационные, и эта волна будет нарастать как минимум лет 20. Тот, кто понимает это сегодня, завтра станет диктовать свои условия, – уверен он.
ИНВЕСТИЦИИ КАК ВЕНЧУРНЫЙ АКТИВ
Алексей Тугарёв, инвестор и управляющий партнёр инженерной компании, рассматривает рынок недвижимости глазами участника с рациональным подходом.
– Крым воспринимается инвесторами пока как венчурное предприятие. Цены на землю ещё достаточно низкие, а на квадратные метры уже начали расти, – говорит эксперт.
Он отмечает, что главная цель – застолбить за собой землю и сыграть на возможном росте, по аналогии с Краснодарским краем. Причинами такого подхода являются:
• соотношение цены и себестоимости, особенно когда речь идёт об укреплении конструкций в сейсмически активном регионе;
• готовность инвестировать при ясном расчёте: «никто не будет бояться сейсмики… все боятся только убытков»;
• инвестор подчёркивает: если расчёт показывает рентабельность, девелоперы будут строить «хоть в пещерах, хоть на скалах, хоть на Луне».
ОТ ЛОЗУНГОВ – К ЧУВСТВЕННОМУ ОПЫТУ
Станислав Окрух, основатель и генеральный директор одного из креативных агентств, подчёркивает важность создания целостного образа региона.
– Брендингу Крыма и для привлечения инвесторов не хватает поиска собственной аутентичности до конца, – говорит он.
Станислав считает, что туристическая привлекательность не ограничивается морем и вином, поскольку «есть же ещё другие регионы, есть классные другие виды отдыха».
Он предлагает:
• связать региональный бренд с чувствами. Образы, звуки, ароматы, вкусы – всё это формирует ассоциативный ряд в сознании зарубежных покупателей;
• сконструировать, структурировать и коммуницировать – создать ясный, управляемый образ, чтобы исключить хаотичность восприятия;
• объединить участников рынка – вовлечь девелоперов и всех игроков индустрии в единую стратегию продвижения, на базе мультисенсорного маркетинга.
КОД КРЫМА
Бренд Крыма не только существует, но и развивается, становясь всё более цельным и современным. Одним из направлений этой работы стало формирование единого дизайн-кода для городов и посёлков республики.
– Создадим специализированную структуру, которая будет заниматься выработкой концепций, визуальных решений и разработкой нормативной базы для внедрения в городскую среду единого стиля. Работа в этом направлении уже идёт, – сообщил первый заместитель председателя Госсовета РК Сергей Цеков.
Обновляются и сами города: благоустраиваются парки и скверы, открываются новые туристические объекты. В рамках нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства» Минкурортов РК совместно с муниципалитетами реализовало в 2023–2024 годах три проекта комплексного обустройства туристических центров Алупки, Евпатории и Феодосии.
– В 2025 году реализуется проект комплексного обустройства «Город Саки: источник силы и здоровья». Площадь турцентра составит 4,1 га, сумма субсидии – 180 млн руб. Реализация этих проектов позволила внедрить в туристических центрах единый архитектурный и дизайн-код, обновить вывески и навигацию, создать инфраструктуру отдыха с сохранением исторического наследия и обеспечить инклюзивную среду для маломобильных граждан, – подчеркнул министр курортов и туризма РК Сергей Ганзий.
Примером успешной реализации стало преображение центра Алупки: фасады, вывески, аншлаги и архитектурные детали выдержаны в едином стиле XIX века.
– Нам удалось вернуть аутентичный облик городу, создать единое архитектурно-культурное пространство. Мы добились от предпринимателей, чтобы центральная часть города была приведена к единому архитектурно-стилистическому решению, – рассказала начальник отдела эстетики и архитектурного облика департамента архитектуры и градостроительства администрации Ялты Анастасия Теплыгина.
В Белогорском районе разрабатывается дизайн-код посёлка Зуя. При его создании учитываются исторические особенности населённого пункта. Следующими в очереди на разработку дизайн-кода могут стать Симеиз и Гурзуф в Большой Ялте.
Диана МАСЛОВА, Ева ПЕРЕСИЧАН
Подписывайтесь на наш канал в Дзен